Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Нестеров Михаил Васильевич

Нестеров Михаил ВасильевичНЕСТЕРОВ Михаил Васильевич [19(31).5.1862, Уфа – 18.10.1942, Москва], российский живописец, график, академик (1898) и действительный член (1910) петербуржской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881, 1884–1886) у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Е. Маковского; в петербуржской Академии ходожеств (1881–1884) у П. П. Чистякова, В. И. Якоби, В. П. Верещагина, пользовался советами И. Н. Крамского. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1896–1901), член-учредитель Союза русских художников (1903). В ранних работах заметно влияние жанровой живописи передвижников («В снежки», 1879; «Экзамены в сельской школе», 1884, обе – Государственная Третьяковская галерея; «За приворотным зельем», 1888, Художественный музей, Саратов; картины на исторические сюжеты – «Избрание Михаила Фёдоровича на царство», 1886, Государственная Третьяковская галерея; «До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва). В 1886–1889 исполнил много книжных иллюстраций (к роману «Капитанская дочка» и сказкам А. С. Пушкина, и другим). С конца 1880-х годов сформировался постоянный интерес Нестерова к эпохе допетровской Руси, к темам отшельничества, быта скитов и монастырей. Картина «Пустынник» (1888–1889, Государственная Третьяковская галерея), показанная на 17-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, подтвердила роль Нестерова как одного из создателей «живописно-эмоционального» направления в русском искусстве. В конце 1880-х – начале 1890-х годов Нестеров посетил Австрию, Италию, Германию и Францию, где познакомился с искусством европейского символизма (испытал влияние П. Пюви де Шаванна) и исполнил многочисленные пейзажи.

В связи с 500-летием со дня кончины святого Сергия Радонежского (1891) Нестеров с 1889 начал работать над серией посвящённых ему полотен. В картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890, Государственная Третьяковская галерея) одухотворённый и гармоничный образ отрока тонко сочетается с особым «нестеровским» эмоционально насыщенным пейзажем; она стала одним из характерных произведений раннего русского модерна. Полотна «Юность преподобного Сергия» (1892–1897, Государственная Третьяковская галерея), «Труды преподобного Сергия» (триптих, 1896–1897, Государственная Третьяковская галерея), «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» (эскиз, 1897, Государственная Третьяковская галерея), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, Государственный Русский музей) развивают идеи силы добра и нравственного совершенства.

В 1890–1910 Нестеров жил в Киеве. Участвовал в росписях Владимирского собора в Киеве (1890–1895), мозаичном убранстве храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге (1894–1897), исполнил росписи церкви Святого Александра Невского в Абастумани в Грузии (1898–1904) и храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве (1910–1912), создавая «большой национальный стиль» церковной живописи в рамках православного канона. Символический подтекст ощутим в картинах «Под благовест» (1895, Государственный Русский музей), «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914, обе – в Государственной Третьяковской галерее); во всех заметную роль играет образ русской природы. Молитвенным, мистическим духом наполнена картина «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, Государственный Русский музей), в которой трогательная фигура царевича представлена на фоне прозрачного, нежного стилизованного пейзажа. Мистико-религиозные идеи богоискательства развивает Нестеров в масштабных произведениях «Святая Русь» (1901–05, Государственный Русский музей; Золотая медаль Международной выставки в Мюнхене, 1909), «На Руси ("Душа народа")» (1914–1916, Государственная Третьяковская галерея). Картины-сюиты «Христова невеста» (1886, частное собрание), «На горах» (1896, Киевский музей русского искусства), «Великий постриг» (1897–1898, Государственный Русский музей), «Думы» (1900, Государственный Русский музей), «В лесах» (1917–22, Художественный музей, Нижний Новгород) и другие, пронизанные светлыми и чистыми чувствами, посвящены судьбе русской женщины, теме гармонии человека и природы. Пейзажная живопись Нестерова отличается особым лирическим, поэтическим настроем, в ней проявляются лучшие традиции русской реалистической живописи в сочетании с особой эмоциональностью и стилизацией: «Осенний пейзаж» (1906, Государственная Третьяковская галерея), «Река Белая» (1909), «Родина Аксакова» (1914, оба – в Башкирском художественном музее, Уфа), «Осень в деревне» (1942, Государственная Третьяковская галерея).

С начала 1880-х годов Нестеров обратился к портрету. Лучшим работам в этом жанре свойственны поэтическое отношение к модели, задумчивость, тонкая связь с окружающим пространством: портреты Е. П. Нестеровой, жены художника (1905, Государственная Третьяковская галерея), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей русского искусства), дочери художника, О. М. Нестеровой-Шретер («Амазонка», 1906, Государственный Русский музей), «Девушка у пруда» (Н. М. Нестерова, 1923, частное собрание). К произведениям философско-религиозного плана, демонстрирующим устремлённость человека в мир нравственных исканий, можно отнести портрет Л. Н. Толстого (1907, Музей Л. Н. Толстого, Москва), автопортрет (1915, Государственный Русский музей), картину «Философы» (портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, 1917, Государственная Третьяковская галерея). В послереволюционный период Нестеров создавал преимущественно портреты-картины: «Мыслитель» (И. А. Ильин, 1921–22, Государственный Русский музей), В. М. Васнецова (1925, Государственная Третьяковская галерея), автопортрет (1928, Государственная Третьяковская галерея), братьев П. Д. и А. Д. Кориных (1930), И. Д. Шадра (1934), И. П. Павлова (1935), Е. С. Кругликовой (1938), В. И. Мухиной (1940), А. В. Щусева (1941, все – в Государственной Третьяковской галерее). В них раскрываются не только красота и мощь творческой личности, особенности характера модели, но и область деятельности портретируемого. В 1919 Нестеров подарил городу Уфе собрание картин русских художников, ставшее основой Башкирского государственного художественного музея, носящего его имя. Государственная премия СССР (1941). Художественно-философское осмысление русской истории в творчестве Нестерова оказало заметное влияние на искусство П. Д. Корина и И. С. Глазунова.

Сочинения: Давние дни: Воспоминания. Очерки. Письма. Уфа, 1986; Письма: Избранное. [2-е изд.]. Л., 1988; О пережитом. 1862–1917: Воспоминания. М., 2006.

Литература: Евреинов Н. Н. Нестеров. П., 1922; Дурылин С. Н. Нестеров-портретист. М.; Л., 1949; он же. Нестеров в жизни и творчестве. 3-е изд. М., 2004; Михайлова А. М. М. В. Нестеров. Жизнь и творчество. М., 1958; Шарандак Н. П. М. В. Нестеров. Л., 1975; Никонова И. И. М. В. Нестеров. М., 1984; Русакова А. А. М. Нестеров: [Альбом]. Л., 1990; Гусарова А. М. Нестеров: [Альбом]. М., 2008; Климов П. Ю. М. Нестеров: [Альбом]. СПб., 2008; Малинина Е. В. М. Нестеров. М., 2008.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2013. Т.22 - 767 с., ил.

Нестеров Михаил Васильевич (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1856-1870;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru