Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Моне Клод

Моне КлодМОНЕ (Monet) Клод (Оскар Клод) (14.11.1840, Париж – 6.12.1926, Живерни), французский живописец. В 1846 переехал с семьёй в Гавр. В юности исполнял карикатуры и шаржи, обратившие на себя внимание Л. Э. Будена (1858), который предложил Моне писать вместе с ним этюды на пленэре в окрестностях Гавра. Решив посвятить себя живописи, Моне отправился в Париж (1859–1860), где познакомился с К. Писсарро, работами К. Коро и мастеров барбизонской школы, посещал академию Сюиса. По возвращении в Гавр (после военной службы) Моне встретился с работавшим в те годы в Нормандии Я. Йонгкиндом, искусство которого (наряду с Буденом) оказало значительное влияние на формирование его раннего стиля. По настоянию отца он вновь приехал в Париж (1862) с целью получить академическое образование; брал уроки у салонного живописца О. Тульмуша и посещал школу Ш. Глейра (1862–1864), где завязались его дружеские отношения с О. Ренуаром, Ф. Базилем, А. Сислеем. В это время на Моне большое впечатление производит творчество Э. Мане. Ранние работы свидетельствуют о колористическом даровании Моне и об увлечении иллюзионистическими эффектами («Охотничьи трофеи», 1862, Музей Орсе, Париж). В пейзажах Онфлёра и нормандского побережья (середина 1860-х годов) Моне уже стремится зафиксировать еле заметную перемену солнечного освещения, им свойственна свежесть непосредственного восприятия природы.

В 1865 Моне начал работу над большой композицией «Завтрак на траве»: тема, несомненно, навеяна одноимённой картиной Э. Мане (1863), однако художник отказался от всяких классических реминисценций. Для картины он написал ряд этюдов на природе («На прогулке. Ф. Базиль и Камилла», 1865, Национальная галерея искусства, Вашингтон, и другие); не удовлетворённый конечным результатом, Моне разрезал полотно (две сохранившиеся части ныне в Музее Орсе). О замысле картины можно судить по уменьшенному авторскому повторению (1866, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва), хранящему следы тщательной доработки в ателье. Моне почти равнодушен к пластике, передаче объёмов и пространства, к портретности образов; едва ли не главным «героем» картины становится свет, тихо струящийся сквозь листву, ложащийся неяркими бликами на траву и живописный натюрморт в центре композиции, угасающий в непроницаемой зелени леса.

Одним из первых среди будущих импрессионистов Моне обратился к теме большого города: написанные им в середине 1860-х года три вида Парижа стали его первым опытом в открытии красоты людных парижских бульваров и площадей. Пленэрные искания он продолжил в картинах «Терраса в Сент-Адрессе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Женщины в саду» (Музей Орсе, Париж; обе – 1866–1867), «Дама в саду» (1867, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Особое значение для становления принципов зарождающегося импрессионизма имели пейзажи Моне «На берегу. Бенанкур» (1868, Институт искусств, Чикаго) и «Лягушатник» (1869, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) – излюбленное парижанами место отдыха, которое Моне писал одновременно с О. Ренуаром. В этих работах крупные мазки чистой синей, жёлтой, зелёной краски, положенные прямо на белый грунт, формируют пространство, фигуры людей, дрожащую зыбь на поверхности воды, влажную атмосферу и неяркий солнечный свет. Словно находящийся в движении пейзаж рождается по мере удаления от холста; раздельные цвета синтезируются в целостный красочный образ. В это же время (около 1868) происходит личное сближение будущих импрессионистов с Э. Мане.

Во время франко-прусской войны 1870–1871 Моне (как и К. Писсарро) находился в Лондоне. Здесь он встретился с П. Дюран-Рюэлем, сыгравшим значительную роль в поддержке Моне и его единомышленников по искусству. Большое впечатление на Моне произвело знакомство с живописью У. Тёрнера и Дж. Констебла. В написанных Моне видах Лондона и пейзажах Голландии (1871) окончательно стирается грань между подготовительным этюдом и законченной картиной; живописный мазок становится то широким и плавным, то стремительным и импульсивным. По возвращении во Францию (конец 1871) Моне обосновался близ Парижа – сначала в Аржантёе, с 1878 в Ветёе. Во время краткой поездки в Гавр весной 1873 он исполнил несколько картин, среди них – «Впечатление. Восход солнца», давшую название целому направлению в европейском искусстве (от французского impression – впечатление), наиболее последовательным выразителем которого был сам Моне («то, что я хочу уловить: "мгновенность" и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней»). В работах середины 1870-х годов новая манера Моне достигает абсолютной зрелости: «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва; вариант – Художественный музей, Канзас-Сити), виды Аржантёя и Ветёя, портреты Камиллы Моне («На прогулке. Женщина с зонтиком», 1875, Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Камилла Моне на смертном одре», 1879, Музей Орсе) и другие. В 1874 состоялась выставка группы художников во главе с Моне (так называемая 1-я выставка импрессионистов), вызвавшая резкое неприятие публики и художественной критики. Будучи зачинателем импрессионизма, Моне с наибольшей полнотой и совершенством отразил все его главные принципы и все этапы – от зарождения, расцвета (1870-е годы) до последовательного нарастания черт декоративизма в поздний период; итог импрессионизму подводят последние работы Моне.

В картинах Моне 1880-х годов уже меняются его живописная манера и красочная палитра: вместо гармонии, основанной на сопоставлении звучных цветовых пятен, всё чаще встречается «дробление» цвета на элементы, взаимопроникновение которых создаёт своеобразный «радужный» эффект. Пейзажи, исполненные на средиземноморском побережье Италии (1884), своим преувеличенным колоризмом предвосхищают отношение к цвету фовистов. Поздний импрессионистический стиль Моне сближается с символизмом (исполненные драматизма виды Этретá и Бель-Иля, 1885–1886, и другие).

К написанию серий (циклов) работ на одну тему Моне всё чаще обращался с середины 1870-х годов. Сама идея цикла, посвящённого одной теме или одному образу, очевидно, была заимствована Моне у почитаемых им мастеров японской гравюры 18–19 веков. При всей самоценности отдельных работ лишь серия в целом воссоздаёт синтетический образ изображаемого объекта как совокупности его многовариантных состояний. Среди серий в творчестве Моне – «Вокзал Сен-Лазар в Париже» (1877), «Стога сена» (1888–1891), «Тополя» (1891), виды туманного Лондона и Темзы (1891 и начало 1900-х годов), Венеции (1908 и 1909). Наиболее известна серия, посвящённая Руанскому собору (1892–1894), – его западный фасад, увиденный художником с одной точки зрения (из окна дома напротив), теряет под кистью Моне свою структурную определённость и всякую вещественность, превращаясь в своего рода плоский экран, отражающий сложнейшие эффекты преломления света в разное время суток. «Мотив для меня не имеет значения. Я стремлюсь воссоздать лишь то, что есть между мотивом и мною» – эти слова Моне можно отнести к большинству поздних работ мастера. Живопись Моне в серии «соборов» достигает предельного мастерства: плотное красочное тесто образуется из слияния едва различимых, «растущих ввысь» мазков, поверх которых точечными прикосновениями кисти нанесены золотистые или тёмно-синие капли. В 1895 на выставке Моне показал 20 полотен этой серии (позднее к ним добавились другие), затем серия разошлась по различным коллекциям мира (2 картины в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва).

В 1883 Моне с семьёй поселился в Живерни, где в 1890 приобрёл дом, окружённый обширным цветником и спроектированным им единственным в своём роде импрессионистическим «японским» садом. Цветники и искусственный водный ландшафт дома в Живерни стали преобладающей темой всех поздних работ Моне. Среди них центральное место занимает грандиозный цикл «Нимфеи» («Водяные лилии» или «Ненюфары», с 1889 до конца жизни). Формат этих работ всё увеличивается; во многих пейзажах изображена только зеркальная гладь воды, по которой разбросаны расплывчатые пятна плавающих листьев и неярких цветов лилий. Иногда в отражённом, перевёрнутом виде всплывают очертания берега, из глубины воды возникает бледный рассеянный свет неба. Нет никаких ориентиров пространства, нет внутренних параметров композиции – она представляет собой фрагментарный аспект целостного образа, неуловимого и необозримого.

Ухудшающимся зрением старого художника объясняется необычный «деструктивный» стиль некоторых его поздних пейзажей (серии «Плакучая ива», около 1919, и «Японский мостик», между 1918 и 1926): предметный мир почти исчезает в хаотическом сплетении энергичных экспрессивных мазков. Последняя работа Моне, ставшая его творческим «завещанием», – цикл из 8 огромных панно, которые должны быть вмонтированы в стены двух специально спроектированных овальных залов в Музее Оранжери в Париже. Зрителя со всех сторон окружает бесконечное зыбкое пространство – неподвижная вода с цветущими лилиями, в которой проплывают лёгкие отражения облаков. Открытие залов «Нимфей» в Музее Оранжери состоялось через год после смерти Моне, подарившего этот цикл государству. По завещанию Мишеля Моне (сына художника) дом Моне в Живерни и сад превращены в музей в 1966.

Литература: Geffroy G. C. Monet: sa vie, son temps, son œuvre. P., 1924; Hoschedé J .P. C. Monet, ce mal connu. Gen., 1960; Рейтерсверд О. К. Моне. М., 1965; Георгиевская Е. Б. К. Моне. М., 1968; Сапего И. К. Моне. Л., 1969; Wildenstein D. C. Monet: biographie et catalogue raisonné. Lausanne; P., 1974–1991. Vol. 1–5; Levine S. Z. Monet and his critics. N. Y.; L., 1976; Isaacson J. Observation and reflection: C. Monet. Oxf., 1978; Seiberling G. Monet’s series. N. Y., 1981; Gordon R., Forge A. Monet. N. Y., 1983; Aspects of Monet: a symposium on the artist’s life and times / Ed. J. Rewald, F. Weitzenhoffer. N. Y., 1984; Богемская К. Г. К. Моне. М., 1984; Joyes C. Monet et Giverny. P., 1985; House J. Monet: nature into art. New Haven; L., 1986; К. Моне: Картины из музеев Советского Союза: Альбом / Авт. вступ. ст. Н. Н. Калитина. Л., [1989]; Seitz W. C. C. Monet. P., 1989; Spate V. C. Monet: life and work. N. Y., 1992; idem. The colour of time: C. Monet. N. Y., 2001; Forge A. Monet. Chi., 1995; Monet / Ed. C. F. Stuckey. L., 1995; Кулаков В. А. К. Моне. М., 2008.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2013. Т.21 - 767 с., ил.

Моне Клод (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 16. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1974. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru