Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Мартос Иван Петрович

Мартос Иван ПетровичМАРТОС Иван Петрович [1754, местечко Ичня Полтавской губерния – 5(17).4.1835, Санкт-Петербург], российский скульптор, академик петербуржской Академии художеств (1782), почётный член Российской академии. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербуржской Академии художеств (1764–1773) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер Академии художеств в Риме (1773–1778), где изучал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником классицизма. Исполнил ряд портретов (мраморные бюсты графа Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782, оба – Государственная Третьяковская галерея, Москва; князя М. М. Голицына, 1804, императора Александра I, 1822, оба – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и мифологических композиций («Спящий Эндимион», 1778; «Актеон», бронза, 1800, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1780–1800-х годах Мартос много работал в новой для русского искусства области мемориальной пластики, гармонично сочетая гражданский пафос и идеальную возвышенность образов с особой камерностью передачи интимных переживаний. Для ранних надгробий (княгини С. С. Волконской, 1782, Государственная Третьяковская галерея, Москва; М. П. Собакиной, 1782, П. А. Брюс, 1786–1790, оба – в Голицынской усыпальнице Донского монастыря в Москве; все – мрамор) характерны музыкальная ритмичность композиции, искусное совмещение высокого и низкого рельефа, виртуозная моделировка форм. В дальнейшем Мартос часто уходил от барельефного принципа композиции, обособляя человеческие фигуры от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия графа Н. И. Панина, 1788, мрамор, Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург). Нередко используя мотив пирамидальной стелы с включённым в неё барельефным медальоном-портретом умершего, Мартос стремился разнообразить расположение фигур скорбящих, прибегал к полихромии оттенков мрамора. С начала 1790-х годов образный строй произведений Мартоса усложнялся и порой драматизировался (надгробия князей Е. С. Куракиной и А. Ф. Турчанинова, оба – мрамор, 1792, там же).

Произведения Мартоса зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; суровая сдержанность героев в проявлении чувств, особая величавость образов призваны воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробие княгини Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург; «Памятник родителям», 1797–1798, и памятник императору Павлу I, мрамор, гранит, 1805–1807, оба – в Павловском парке). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804–1815), который был сооружён по общественной инициативе и открыт в 1818. Скульптурная группа, передающая патриотический подъём русского народа, первоначально была обращена к Кремлёвской стене; тем самым памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространственную связь с ансамблем Красной площади (в 1930-е годы сдвинут к Покровскому собору). За создание памятника Мартос получил чин действительного статского советника.

Ноты ригоризма, некоторая мелочность в деталях свойственны последним работам Мартоса (памятники: А. Э. Ришельё в Одессе, бронза, гранит, 1823–1828; М. В. Ломоносову в Архангельске, 1826–1829, установлен в 1832; императору Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828–1831; князю Г. А. Потёмкину-Таврическому в Херсоне, 1825–1831, не сохранился; терракотовые эскизы групп четырёх евангелистов для церкви петербуржской Академии художеств, 1831, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Мартос известен и как мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя «Актеон» для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801; рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» на аттике Казанского собора в Санкт-Петербурге, известняк, 1804–1807). Преподавал в петербуржской Академии художеств (1779–1835; с 1794 старший профессор, с 1814 ректор скульптуры, с 1831 заслуженный ректор). Оказал большое влияние на формирование стиля русской скульптуры 1-й трети 19 века.

Литература: Коваленская Н. Н. Мартос. М.; Л., 1938; Алпатов М. В. И. П. Мартос. М.; Л., 1947; Гофман И. М. И. П. Мартос. Л., 1970; Тимофеева Н. В. Гражданину Минину и князю Пожарскому // Куранты. 1987. Вып. 2; Карпова Е. В. И. Мартос известный и неизвестный... СПб., 2005.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2012. Т.19 - 767 с., ил.

Мартос Иван Петрович (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 15. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1974. Главный редактор А. М. Прохоров.

Мартос Иван Петрович (очерк)

Очерк. Сто великих скульпторов / Автор-составитель С. А. Мусский. -М.: Вече, 2002. - 480 с., ил.

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru