|
Майоль Аристид
МАЙОЛЬ (Maillol) Аристид (Аристид Жозеф Бонавантюр) (8.12.1861, Баньюльс-сюр-Мер, Русильон – 24 или 27.9.1944, близ Баньюльс-сюр-Мер), французский скульптор, живописец, график. Родился в семье виноградаря. Обучался в Париже – в Школе изящных искусств у Ж. Л. Жерома (1881–1883) и в Школе декоративных искусств у А. Кабанеля (1883–1887). Его ранние живописные произведения выдают влияния П. Пюви де Шаванна и П. Гогена («Женщина и волна», около 1898, Пти-Пале, Париж); в 1894 Майоль примкнул к группе «Наби». В 1893–1895 занимался созданием гобеленов в собственной мастерской в Баньюльсе, затем обратился к керамике и мелкой пластике, близкой стилю ар нуво («Танцор», 1895, Музей Орсе, Париж). С 1900 посвятил себя скульптуре; при поддержке А. Воллара была устроена первая выставка Майоля в Париже (1902). Важнейшую роль в формировании зрелого стиля Майоля сыграло посещение им в 1908 Греции: памятники античности, особенно ранней классики и архаики, расширили представления Майоля о первоистоках европейской культуры и укрепили веру в животворность классической традиции.
С самого начала определилась приверженность мастера классической форме в её каноничных проявлениях – прежде всего, изображение обнажённой женской фигуры [«Средиземноморье» («Мысль»), известняк, 1902, частное собрание, Швейцария; повторения – бронза (Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музей Орсе, Париж), мрамор (Музей искусств, Винтертур; музей Орсе), и другие]. Отказываясь от атрибутов и многословной патетики академического искусства, Майоль достигает выразительности тонкими средствами варьирования пропорций, поз и жестов фигур. Исполняя по заказу И. А. Морозова цикл бронзовых статуй «Времена года» (1910–11, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва), Майоль стремился не к отвлечённой идеализации, а к поиску гармонии в самой натуре, изваянной с живых моделей: «Помона» олицетворяет осеннее плодородие в крепких, округлых объёмах женского тела; весеннее цветение в статуе «Флора» передано в стройных пропорциях юного тела и трепете облекающих его драпировок.
В монументальных работах Майоля классический канон наполняется ассоциациями, заданными темой памятника. В памятнике революционеру Л. О. Бланки («Скованная сила», бронза, 1905–1906, Пюже-Тенье, департамент Приморские Альпы; сад Каррузель, Париж, и другие) мощная женская фигура круто разворачивается в попытке освободиться от пут. Памятник П. Сезанну (камень, 1912–1925, Музей Орсе, Париж) – образец так называемых пейзажных скульптур Майоля: покоящаяся на драпировках женская фигура с веткой в руке лишь слегка отступает от классических образцов, но именно эти отклонения (скольжения полусогнутых ног, невесомость опорной руки) создают ощущение волнистого ландшафта. Поток падающих драпировок в фигуре «Сены» (бронза, 1921, Национальный музей современного искусства, Париж) ассоциируется с полноводной рекой, а склонённая фигура «Скорби» (памятник павшим в Серé, бронза, 1921–1923) пробуждает воспоминания о древнегреческих надгробных стелах. В памятнике К. Дебюсси (мрамор, 1930–1933, Сен-Жермен-ан-Ле; Музей Майоля, Париж) идея музыки передана гармоничными линиями фигуры и плавным движением её рук.
Самый крупный мемориал Майоля – «Памятник павшим в войне» в Баньюльсе (бронза, 1930–1933). Центральная горельефная фигура умирающего воина, с её неустойчивой позой, выразительно передаёт состояние перехода от жизни к смерти; фланкирующие её группы плакальщиц соотносятся с древними погребальными ритуалами. Сложный мотив падающей, теряющей равновесие фигуры разрабатывается и в «пейзажных» скульптурах 1930-х годов («Река», свинец, 1938–1943, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Музей Майоля, Париж; «Воздух» – памятник погибшим лётчикам, камень, 1937–1939, часть монумента воздухоплавателям в Тулузе). Последние годы жизни Майоль работал над статуей «Гармония», оставив её незавершённой (бронза, 1940–1944, Музей Майоля, Париж). Создавал также иллюстрации (литографии) к произведениям античных авторов (Вергилия, Овидия, Лонга; 1910–1913), поэзии П. де Ронсара, П. Верлена, П. Луи.
Значение Майоля в искусстве 20 века определяется тем, что в бурный период подъёма авангардистских движений он сумел продолжить классическую традицию, наполнив её каноны новым содержанием, почерпнутым из живой природы и современной действительности. В 1964–1965 в саду Тюильри в Париже установлены 18 бронзовых статуй Майоля; в 1995 в Париже основан Музей Майоля.
Литература: Терновец Б. Н. А. Майоль. М., 1935; Cladel J. Maillol: Sa vie, son œuvre, ses idées. P., 1937; Rewald J. Maillol. P. [e. a.], 1939; Guérin M. Catalogue raisonné de l’œuvre gravé et lithographié de A. Maillol. Gen., 1965–1967. Vol. 1–2; Grand-Chastel P. M. Maillol. P., 1969; Chevalier D. Maillol. P., 1970; Петрочук О. А. Майоль. М., 1977; George W. A. Maillol et l’âme de la sculpture. Neuchâtel, 1977; Апчинская Н. В. А. Майоль. М., 1981; Maillol. (Cat.). [Saint-Tropez], 1994; Genge G. Artefakt, Fetisch, Skulptur: A. Maillol. B., 2009.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2011. Т.11 - 767 с., ил.
Майоль Аристид (БСЭ)
Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 15. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1974. Главный редактор А. М. Прохоров.
Майоль Аристид (очерк)
Очерк. Сто великих скульпторов / Автор-составитель С. А. Мусский. -М.: Вече, 2002. - 480 с., ил.
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: французские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|