|
Леонардо да Винчи (1452-1519) (ЭСЮХ)
Леонардо да Винчи. Об эпохе Возрождения Ф. Энгельс писал, что она «нуждалась в титанах и… породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Среди них Энгельс называет и Леонардо да Винчи. Он был «не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики».
Леонардо стал подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения. Выдающийся живописец, скульптор, архитектор и теоретик искусства, он непоколебимо верил в силу и мощь человеческого разума, и искусство для него было средством познания тайн природы и законов красоты. Вся его художественная деятельность неразрывно связана с научными изысканиями. В своей книге «Трактат о живописи» он заложил целую программу реалистического искусства, развитую мастерами последующих столетий.
Самым совершенным творением природы Леонардо считал человека. Его идеал – гармонически развитая личность, живущая земными интересами и далекая от аскетизма средневековья. Многие картины Леонардо созданы на религиозные сюжеты, но трактовались эти сюжеты по-новому. В полных жизни и света творениях великого мастера угадываются земные, реальные люди, их сложный духовный мир и переживания.
Уже в своих ранних произведениях, таких, как «Мадонна Бенуа» (около 1478) и «Мадонна Литта» (конец 1470-х – начало 1490-х годов, обе в Государственном Эрмитаже), в образе мадонны с младенцем он прославляет земную женщину-мать, земные человеческие чувства. Те же черты он развивает в картине «Мадонна в скалах» (1483–1494, Лувр, Париж), а в монументальной фреске «Тайная вечеря» (1495–1497, монастырь Санта Мария делле Грацие в Милане) трактует мифическую сцену последней трапезы Христа с учениками как потрясающую по своей убедительности и силе человеческую трагедию, когда верные своему учителю люди узнают, что среди них находится предатель. Он глубоко раскрывает целую гамму человеческих чувств и переживаний и в то же время очень цельно, гармонично, уравновешенно строит всю композицию. Здесь Леонардо выступает новатором и в области синтеза живописи и архитектуры. Даже сейчас, в полуразрушенном состоянии, это произведение оставляет неизгладимое впечатление.
Одно из самых прославленных произведений Леонардо – портрет Моны Лизы («Джоконда», около 1503, Лувр, Париж). Необычайная глубина и значительность образа, его одухотворенность сделали этот портрет своеобразным символом эпохи Возрождения.
Леонардо был великолепным рисовальщиком. В своих рисунках он стремился постичь закономерности изображаемого явления. Здесь и многочисленные зарисовки, и проекты машин и неведомых аппаратов, и деревья, и цветы, и отдельные ветки, и текущая или стоячая вода, тучи и облака. В рисунках наиболее полно проявилась разносторонность интересов и дарований Леонардо.
Искусство, научные и теоретические исследования Леонардо да Винчи, сама его разносторонняя личность оказали огромное воздействие на все развитие европейской культуры.
По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
На страницу художника: Леонардо да Винчи (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1401-1500;
Художники по странам: итальянские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|