Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Левицкий Дмитрий Григорьевич (БСЭ)

Левицкий Дмитрий ГригорьевичЛевицкий Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (?) – 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752–1755). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е – начало 1780-х годов – период расцвета творчества Левицкого. Уже в портрете А. Ф. Кокоринова (1769–1770, Русский музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Левицкий выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и других произведениях (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П. А. Демидова, 1773; оба – в Третьяковской галерее) общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 17–18 веков и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (около 1773–1776, Русский музей) Левицкий создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространственного решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художественных средств отмечены интимные портреты Левицкого; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773–1774, Музей искусства и истории, Женева; Н. А. Львова, 1773–1774, Литературный музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я. Е. Сиверса, 1779; все три – в Третьяковской галерее; И. М. Долгорукого, 1782, Киевский музей русского искусства). С начала 1780-х годов в творчестве Левицкого сказывается влияние классицизма: в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская галерея), Екатерины II (1783, Русский музей; варианты 1780-х годов и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о «мудрой монархии», господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к которому Левицкий был близок. Со 2-й половины 1780-х годов, в период нарастающей неудовлетворённости Левицкого рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в русском народном костюме, 1785, Третьяковская галерея; В. И. и М. А. Митрофановых, 1790-е годы, Русский музей). Однако и в поздние годы Левицкий создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты: дочерей А. И. Воронцова, около 1790, Русский музей; неизвестного со сфинксом, 1790-е годы, собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого – одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 века, его преподавательская деятельность (в 1771–1787 он возглавлял портретный класс Академии художеств) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Левицкого – П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и других).

Литература: [Дягилев С. П.], Русская живопись в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902; Гершензон-Чегодаева Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1864.

Т. В. Алексеева.

По материалам: Большая Советская энциклопедия. Том 14. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.

На страницу художника: Левицкий Дмитрий Григорьевич (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru