|
Левитан Исаак Ильич
ЛЕВИТАН Исаак Ильич [18(30).8.1860, посад Кибарты Сувалкской губернии (ныне Литва) – 22.7(4.8).1900, Москва], российский живописец-пейзажист, академик живописи петербуржской Академии художеств (1898). Сын железнодорожного служащего, в 1870 переехавшего вместе с семьёй в Москву. Учился в Момсковском училище живописи, ваяния и зодчества (1873–1885) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Экспонент (с 1884) и член (с 1891) Товарищества передвижных художественных выставок; член мюнхенского Сецессиона (1897); участвовал в выставках «Мира искусства» (1898–1900). Работал в Крыму (1886, 1899), в Финляндии (1896), посетил также в 1890-е годы Италию, Австрию, Германию, Францию, Швейцарию. Восприняв у учителей метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приёмы пленэрной живописи, Левитан испытал также влияние мастеров барбизонской школы и в начале 1880-х годов постепенно перешёл от детализации и жанрово-повествовательной трактовки мотива, скупого, порой сумрачного колорита ранних работ к раскрытию многообразных состояний природы и атмосферы, к цельности эмоционального образа («Осенний день. Сокольники», 1879, Государственная Третьяковская галерея), а в сериях этюдов этих лет – к тональному, тонко нюансированному колориту («Мостик. Саввинская слобода», 1884, этюд, там же). В 1885–1886 участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы С. И. Мамонтова.
Произведения Левитана конца 1880-х годов, передающие величие волжских просторов, отличаются ясностью, выверенностью композиции, чёткостью пространственных планов, неразрывно связанных уравновешенным цветовым строем («Вечер на Волге», 1888, «Вечер. Золотой Плёс», 1889, оба – Государственная Третьяковская галерея). Левитан создал так называемый пейзаж настроения; своим интонационным строем работы Левитана («Вечерний звон», «У омута»; оба 1892, Государственная Третьяковская галерея, и другие) особенно близки лирической прозе А. П. Чехова, с которым художника связывали дружеские отношения.
Картиной «Владимирка» (1892, Государственная Третьяковская галерея), где впервые возникает ставшая затем одной из центральных для Левитана тема дороги, художник заявил также о своей общественной позиции, изобразив тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутренняя динамика живописи ряда работ 1880–1890-х годов («Берёзовая роща», 1885–1889, «Свежий ветер. Волга», 1891–1895, «Золотая осень», 1895, все – Государственная Третьяковская галерея) в известной мере созвучны стилистике импрессионизма. Творчество Левитана 1890-х годов, близкое символизму и связанное с общими стилистическими исканиями русского искусства этого времени (становление стиля модерн), отмечено тяготением к большей обобщённости письма, к плоскостно-декоративному решению композиции, к драматизации пейзажного мотива («Над вечным покоем», 1894, «Сумерки. Стога», 1899, «Летний вечер», 1900, все – Государственная Третьяковская галерея; незаконченная монументально-эпическая картина «Озеро. Русь», 1900, Государственный Русский музей). Искусство Левитана оказало значительное влияние на следующее поколение художников-пейзажистов. Преподавал в Момсковском училище живописи, ваяния и зодчества (1898–1900), среди учеников – С. Ю. Жуковский, П. В. Кузнецов, П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов.
Литература: И. И. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. М., 1956; И. И. Левитан. (Кат. выставки). М., 1960; Федоров-Давыдов А. А. И. И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1976; Турков А. М. И. И. Левитан. М., 2001.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2011. Т.17 - 782 с., ил.
Левитан Исаак Ильич (ЭСЮХ)
Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
Художники по годам рождения: 1856-1870;
Художники по странам: русские, советские, российские;
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|