|
Курбе Гюстав
КУРБЕ (Courbet) Гюстав (Жан Дезире Гюстав) (10.6.1819, Орнан – 31.12.1877, Ла-Тур-де-Пельз, Швейцария), французский живописец. Из семьи зажиточного фермера. Первые уроки живописи получил в Орнане у отца Бо (ученика А. Ж. Гро), в 1837–1839 обучался в художественной школе в Безансоне у Ш. А. Флажуло (ученика Ж. Л. Давида). В 1839 отправился в Париж, где недолго обучался в академиях Сюиса и Лапена, изучал картины старых мастеров в Лувре (преимущественно испанских – Д. Веласкеса, Х. де Риберы, Ф. Сурбарана). В ранний период пишет пейзажи (в пастозной манере) родной провинции Франш-Конте, также композиции на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерьми», 1841, частное собрание, Париж; «Вальпургиева ночь», около 1841, не сохранилась). Лучшими работами молодого Курбе были портреты его близких и особенно «романтизированные» автопортреты, которыми он впервые заявляет о себе в Салоне («Человек с чёрной собакой», 1842, Музей Пти-Пале, Париж; «Раненый», 1844, Музей Орсе, Париж; «Счастливые влюблённые», 1844–1845, Музей Пти-Пале; «Человек с трубкой», около 1847–1848, Музей Фабра, Монпелье).
В 1846 Курбе посетил Нидерланды; огромное впечатление, которое произвели на него произведения Ф. Халса и Рембрандта, укрепляют Курбе в поисках реалистического пути в искусстве («запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке»). Художник испытал сильное влияние идей П. Ж. Прудона. В отличие от французского романтизма с его влечением к неординарному и экзотическому, в картинах Курбе предстают обыкновенные люди, занятые обыденными делами; вместе с тем его полотнам свойственна героическая приподнятость, а героям – значительность. Мастер пишет на холстах большого размера, изображая фигуры почти в натуральную величину: «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849, Музей изящных искусств, Лилль), «Дробильщики камня» (1849, не сохранилась), «Веяльщицы» (1855, Музей изящных искусств, Нант). Грандиозное полотно «Похороны в Орнане» (1849–1850, Музей Орсе, Париж) – одно из самых значительных произведений французского реализма 19 века – подобно монументальной фреске, запечатлевшей жизнь французской провинции. В 1850–1870-х годах Курбе создаёт жанровые композиции, натюрморты, пейзажи: «Деревенские барышни» (1851–1852, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Купальщицы» (1853), «Встреча» («Здравствуйте, господин Курбе!», 1854; обе – Музей Фабра, Монпелье).
Каждая новая работа Курбе вызывала дискуссии в прессе; вокруг мастера объединялись художники реалистического направления, однако официальные художественные круги относились к нему с открытой враждебностью. В Салон, приуроченный ко Всемирной выставке 1855 в Париже, не были приняты «Похороны в Орнане» и программная картина «Ателье» (1855, Музей Орсе), названная Курбе «реальной аллегорией». В ответ художник соорудил рядом с территорией выставки временный «Павильон реализма» и устроил в нём персональную выставку, выпустив каталог с изложением принципов своего искусства («Манифест реализма»). В 1860-х годах Курбе много путешествовал по Франции и за границей; в маринах («Бушующее море», 1870, Музей Орсе) воссоздал образ морской стихии – грозной, неподвластной человеку и великолепной в своём буйстве. Занимался также графикой и скульптурой.
В период Парижской коммуны (1871) Курбе был делегатом мэрии, возглавлял федерацию художников. После подавления Коммуны власти Третьей республики возбудили против Курбе судебный процесс, выдвинув ему ложное обвинение в участии в разрушении Вандомской колонны. Он был осуждён, заключён в тюрьму и приговорён к огромному штрафу. Вынужденный эмигрировать в Швейцарию (1873), художник умер в изгнании.
Сочинения: Courbet raconté par lui-même et par ses amis / Éd. P. Courthion. Gen., 1948–1950. Vol. 1–2; Courbet’s Letters / Ed. P. ten-Doesschate Chu. Chi., 1992.
Литература: Aragon L. L’Exemple de Courbet. P., 1952; Тихомиров А. Н. Г. Курбе. М., 1965; Г. Курбе. Письма, документы, воспоминания современников. М., 1970; Lindsay J. Courbet: his life and art. Bath; L., 1973; Foucart B. Courbet. N. Y., 1977; Fernier R. La vie et l’œuvre de G. Courbet. Lausanne; P., 1977–1978. Vol. 1–2; Rubin J. H. Realism and social vision in Courbet and Proudhon. Princeton, 1980; Калитина Н. Н. Г. Курбе: Очерк жизни и творчества. М., 1981; Faunce S., Nochlin L. Courbet reconsidered. N. Y., 1988; Herding K. Courbet: to venture independence. New Haven; L., 1991; Мак Г. Г. Курбе. М., 2002.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2010. Т.16 - 751 с., ил.
Курбе Гюстав (ЭСЮХ)
Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
Гюстав Курбе (очерки о жизни и творчестве)
Творчество художника (начало)
Творчество художника (продолжение 1)
Творчество художника (продолжение 2)
Творчество художника (окончание)
По материалам: Гюстав Курбе / Текст Л. Байрамова. -М.: Белый город, 2006. - 48 с., ил.
Художники по годам рождения: 1791-1830;
Художники по странам: французские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|