|
Куинджи Архип Иванович
КУИНДЖИ Архип Иванович [15(27).1.1842 или янв. 1841, м. Карасу (Карасёвка) близ Мариуполя – 11(24).7.1910, Санкт-Петербург], российский живописец, действительный член петербуржской Академии Художеств (1893). Родился в семье сапожника-грека. В 1865–1866 обучался в Общей художественной мастерской в Феодосии у И. К. Айвазовского, испытал его влияние. С 1866 жил в Санкт-Петербурге, работал ретушёром в фотоателье; учился в Академии Художеств (в 1868 получил звание художника). В 1873 посетил Германию, Францию, Великобританию, Швейцарию, Австрию. В середине 1870-х годов под влиянием искусства передвижников (был членом Товарищества передвижных художественных выставок в 1875–1879) в пейзажах Куинджи появляются не только социальные мотивы, но и монохромность колорита («Забытая деревня», 1874, «Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875; оба – в Государственной Третьяковской галерее). Во время второго пребывания во Франции (1875) Куинджи познакомился с живописью импрессионистов, которая вызвала у него стремление передавать цветом световоздушную среду («Север», 1879, Государственная Третьяковская галерея). Однако Куинджи не пошёл по пути импрессионизма, а сохранил монументально-эпическую композицию с широко открывающимися далями и использовал цвет не пленэрно, а декоративно; в картинах часто прибегал к необычным световым эффектам [«Украинская ночь» (1876, Государственная Третьяковская галерея), «Вечер на Украине» (1878, частично переписана в 1901, Государственный Русский музей), «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея)].
Стилистика Куинджи, в работах которого яркая цветность сочеталась с уплощённостью предметов, во многом предвосхищала искусство модерна и символизма. Куинджи создавал пейзажи не по натурным зарисовкам, а по памяти, благодаря чему его образы приобретали метафоричность, картина принимала характер размышления о мироздании, затерянности человека в мире, таинственности природы. Чувство космичности, ирреальность свойственны картинам «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей; 1882, Государственная Третьяковская галерея), «Красный закат» (около 1908, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ночное» (1905–08, Государственный Русский музей), также его многочисленные эскизам («Солнечные пятна на инее», 1876–1890, Государственный Русский музей, и другие). Новизна художественных приёмов Куинджи не встретила понимания в среде современников; продолжая работать, художник с середины 1880-х годов отказался от участия в выставках.
В 1909 по инициативе и на средства Куинджи было основано Общество художников (позднее – Общество имени А. И. Куинджи), просуществовавшее до 1931. Преподавал в петербуржской Академии Художеств (профессор с 1892, в 1894–1897 профессор, руководитель пейзажной мастерской). Творчество Куинджи повлияло на К. Ф. Богаевского, А. А. Рылова, Н. К. Рериха, Ф. Рущица и других.
Литература: Марков В. А. И. Куинджи. М., 1969; Воронова О. Н. Куинджи в Петербурге. Л., 1986; Манин В. С. А. И. Куинджи. М., 2004; Голицына И. Куинджи. М., 2008.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2010. Т.16 - 751 с., ил.
Куинджи Архип Иванович (БСЭ)
Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 13. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.
Художники по годам рождения: 1831-1855;
Художники по странам: русские, советские, российские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|