Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Климт Густав

Климт ГуставКЛИМТ (Klimt) Густав (14.7.1862, Баумгартен, близ Вены – 6.2.1918, Вена), австрийский живописец и рисовальщик. Сын гравёра Эрнста Климта (Старшего). Учился в венской Школе художественных ремёсел у Ф. Лауфбергера и Ю. В. Бергера. В ранний период творчества Климт вместе с братом Эрнстом (1864–1892) и Ф. фон Мачем исполнял декоративные росписи (Национальный театр в Бухаресте, 1885; венский «Бургтеатр», 1888, и другие). В живописных панно, украшающих лестницу Художественно-исторического музея в Вене (1891), в серии малоформатных аллегорий 1890-х годов проявились влияния символизма, особенно живописи Ф. Кнопффа, Я. Т. Торопа, графики О. Бёрдсли («Любовь», 1895, Художественно-исторический музей, Вена).

В 1897 Климт избран президентом объединения Сецессион, сыгравшего определяющую роль в становлении венского югендстиля. В 1899–1907 по заказу Министерства образования им были выполнены 3 монументальных панно для украшения актового зала Венского университета («Философия», «Медицина» и «Юриспруденция»; погибли в 1945). Картины, в которых пессимистическое мироощущение художника сочеталось с эротикой, а новизна формы проявилась в асимметричных, неуравновешенных композициях, в противопоставлении плотных сплетений человеческих тел и пространственных пустот, вызвали скандал и были отвергнуты заказчиками. Этапным произведением Климта стал «Бетховенский фриз» (1902) для здания Сецессиона. Роспись, тянущаяся непрерывной полосой вдоль трёх стен, задумана как образно-аллегорическое претворение финальной части 9-й симфонии Л. ван Бетховена. Сильно вытянутые плоскостные фигуры располагаются в ритме, соответствующем изменениям музыкального темпа. Акцентируя контур, Климт следует канонам искусства Византии, Древнего Египта, греческой архаики, одновременно достигает самостоятельной, «мелодической» выразительности линии. Активность орнаментики усиливается блеском золотых и серебряных красок, рельефной проработкой узоров. В этой работе предстаёт вполне сложившимся «золотой стиль» зрелого Климта, который проявился также в мозаиках, украшающих обеденный зал дворца Стокле в Брюсселе (1909–1911), и в станковой живописи мастера.

Характерная особенность картин 1900-х годов – сочетание объёмной моделировки лиц, рук, обнажённых частей тела с плоскостной декоративностью золотых и орнаментальных зон, наслаивающихся на фигуру («Юдифь I», 1901, Австрийская галерея, Вена; «Саломея», 1909, Музей современного искусства, Венеция). Разнотипные узоры (скручивающиеся спирали, разбегающиеся завитки, россыпи цветов, ленточные арабески, шахматный ритм чёрных прямоугольников) образуют вязь абстрактных мотивов, в разрывах которой проступают фрагменты натуралистически трактованных фигур («Три возраста», 1905, Национальная галерея современного искусства, Рим; «Поцелуй», 1907–1908, Австрийская галерея, Вена). В женских портретах Климта доминирует поток орнаментальных ритмов, пробегающих волной по сильно вытянутому вертикальному формату (портрет Эмилии Флёге, 1902, Художественно-исторический музей, Вена; портреты Адели Блох-Бауэр, 1907 и 1912, Австрийская галерея, Вена, и другие).

В 1905 Климт вышел из Сецессиона и основал Союз австрийских художников (1906). Путешествовал по Европе (1909); в Мадриде и Париже познакомился с картинами Эль Греко и фовистов, оказавшими на него большое влияние. В 1910-х годах «золотой стиль» сменяется напряжённой экспрессией в трактовке символического содержания («Девушка», 1912–1913, Национальная галерея, Прага; «Адам и Ева», 1917–1918, Австрийская галерея, Вена). Значительное место в творчестве Климта занимают пейзажи, в которых его стиль эволюционировал от неоимпрессионизма к декоративной мозаичности, типичной для модерна («Дворец у воды», 1908, Национальная галерея, Прага; «Аллея в парке», 1912, Австрийская галерея, Вена, и другие). Почётный член мюнхенской (1906), дрезденской (1916) и венской (1917) Академий художеств.

Литература: Novotny F., Dobai J. G. Klimt. 2. Aufl. Salzburg, 1975; Nebehay C. M. G. Klimt: sein Leben nach zeitgenössischen Berichten und Quellen. Münch., 1976; idem. G. Klimt: from drawing to painting. L., 1994; Strobl A. G. Klimt: die Zeichnungen. Salzburg, 1980–1989. Bd 1–4; Coradeschi S. Tout l»œuvre peint de Klimt. P., 1983; Partsch S. Klimt: life and work. L., 1989; Whitford F. G. Klimt. L., 1990; Сармани-Парсонс И. Г. Климт. М., 1995; Нере Ж. Г. Климт. М., 2000; Frodl G. Klimt, Beethovenfries. W., 2002; Светлов И. Е. Г. Климт. [2-е изд.]. М., 2007; Hofmann W. G. Klimt und die Wiener Jahrhundertwende. Hamb., 2008.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2009. Т.14 - 751 с., ил.

Климт Густав (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 11. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1856-1870;

Художники по странам: австрийские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru