Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Кипренский Орест Адамович

Кипренский Орест АдамовичКИПРЕНСКИЙ Орест Адамович [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, Санкт-Петербуржская губерния – 17.10.1836, Рим], российский живописец и график. Внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова и крепостной; приёмный сын А. К. Швальбе (в 1788 вместе с приёмными родителями получил вольную). Воспитанник петербуржской Академии Художеств (с 1788), где учился у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена (до 1803). В 1805 Кипренский получил золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (Государственный Русский Музей); до 1809 состоял пенсионером при Академии Художеств. Удостоен званий академика (1812) и профессора (1831) петербуржской Академии Художеств. Жил в Санкт-Петербурге (до 1809, в 1812–1816 и 1823–1828), Москве (1809–1811), Твери (1811–1812), а также в Италии (в Риме и Неаполе, 1816–1822, 1828–1836); путешествовал по Швейцарии (1816), Франции и Германии (1822–23).

Кипренский – один из крупнейших русских портретистов 1-й трети 19 века, представитель романтизма. Среди ранних работ, разнообразных по творческим исканиям, выделяются портрет А. К. Швальбе (1804, Государственный Русский Музей) и «Автопортрет с кистями за ухом» (около 1808–1809, Государственная Третьяковская Галерея), в которых образы властного старика и вдохновенного юноши созданы живописными средствами, навеянными картинами Рембрандта и других старых мастеров. В портретах А. А. Челищева (около 1809 или 1810–1811, Государственная Третьяковская Галерея), Е. В. Давыдова (1809, Государственный Русский Музей) Кипренский, выделяя лица светом на тёмном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета, достигает особой эмоциональности в раскрытии психологического состояния модели. Индивидуальные характер и строй чувств изображаемых подчёркнуты и в парных портретах четы Ростопчиных (1809, Государственная Третьяковская Галерея), в которых созерцательному настроению Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент её супруга. Непредвзятое, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку знаменуют рисунки Кипренского этих лет («Слепой музыкант», итальянский карандаш, 1809, Государственный Русский Музей).

В Санкт-Петербурге Кипренский создаёт ряд графических портретов, в которых участники военных событий 1812 и духовно близкие художнику люди запечатлены то в порывисто-беглом наброске (портрет Е. И. Чаплица, итальянский карандаш, 1813, Государственная Третьяковская Галерея), то в тщательно отделанном рисунке, подцвеченном нежными тонами пастели (портрет Н. В. Кочубей, итальянский карандаш, пастель, 1813, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург). Эти портреты фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем многие из них проникнуты духом героической самоотверженности. Круг портретируемых у Кипренского включает преимущественно людей искусства; он исполнил графические портреты поэтов И. А. Крылова («И. А. Крылов среди деятелей русского искусства», начало 1810-х годов, Государственный Исирический Музей, и 1816, Государственная Третьяковская Галерея), К. Н. Батюшкова (1815, ИРЛИ, Санкт-Петербург), И. В. Гёте (1823, во время пребывания Кипренского в Мариенбаде), А. Мицкевича (1824–25, Государственная Третьяковская Галерея), К. Ф. Рылеева (1820-е годы, Всероссийский музей А. С. Пушкина), П. А. Вяземского (1835, там же), архитектора Дж. Кваренги (1814, Государственный Русский Музей, Государственная Третьяковская Галерея), актрисы Е. С. Семёновой (1815, Всероссийский музей А. С. Пушкина) и других. Работал также в техниках офорта (портреты актёра И. А. Дмитревского, 1814; пианиста Дж. Филда, около 1814) и литографии.

Первая поездка в Италию пробуждает у Кипренского тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщённости характеристик (портрет А. М. Голицына, около 1823, Государственная Третьяковская Галерея). Он обращается к манере письма, близкой живописи позднего классицизма. В 1827 Кипренский создаёт поэтичный портрет А. С. Пушкина (Государственная Третьяковская Галерея), в котором воплотились высокие представления художника о творческой личности. Однако в произведениях Кипренского всё больше проявляется сухость формы либо внешняя красивость. В поздних портретах, созданных в Италии, Кипренский делает попытки раскрыть более разносторонне психологическое состояние людей через их взаимное общение (групповой портрет «Читатели газет в Неаполе», 1831, Государственная Третьяковская Галерея), но нередко приходит к внешней описательности и умозрительности решений («М. А. Потоцкая, сестра её С. А. Шувалова и "эфиопянка"», около 1835, Киевский музей русского искусства).

Литература: Ацаркина Э. Н. О. Кипренский. М., 1948; Сурис Б. Д. Кипренский-портретист. Л., 1967; Поспелов Г. Г. Русский портретный рисунок начала XIX в. М., 1967; Турчин В. С. О. Кипренский. М., 1975; Валицкая А. П. О. Кипренский в Петербурге. Л., 1981; Сарабьянов Д. В. О. А. Кипренский. Л., 1982; Зименко В. М. О. А. Кипренский. М., 1988; О. А. Кипренский. Живопись. (Кат. выставки). Л., 1988; О. А. Кипренский. Графика. (Кат. выставки). Л., 1990.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2009. Т.13 - 783 с., ил.

Кипренский Орест Адамович (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Кипренский Орест Адамович
(очерки о жизни и творчестве)

Неаполитанский казус. Происхождение. Академия. Эрмитаж. Первые шедевры.

1809-1812. Москва. Тверь. Успех.

Портретный рисунок.

Война и мир. Воины и люди в военных мундирах.

Петербург. Перед отъездом в Италию (1812-1816).

Италия. В кругу «старых мастеров».

Париж.

Петербург. 1823-1828.

Портрет Пушкина.

Автопортреты.

Последняя глава.

По материалам: Орест Кипренский. Ред. Н. Надольская. Текст О. Алленова. М.: Белый город, 2000. - 48 с., ил.

Галерея

Указатель произведений в галерее

Вход в галерею

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru