Кацусика Хокусай 100 видов Фудзи (Фугаку хяккэй)
Три известных альбома «100 видов Фудзи» были изданы в 1834-1835 годах и явились по замыслу непосредственным продолжением серии «36 видов Фудзи». В предисловии к первому тому альбома «100 видов Фудзи» писатель Рютэй Танэхико написал: «В этом альбоме запечатлен дух старца (Хокусая). Гора Фудзи – единственная и самая высокая, так и произведения старца единственны и выше полутора тысяч дзё».
В основе обеих серий лежат впечатления путешествия по стране, их объединяют некоторые общие первоначальные композиции, но в «100 видах Фудзи» открывается иная грань в постижении природы, основанная не на философском осмыслении действительности, а на свободе художественного впечатления. Обе серии близки по сюжетам, но тем яснее подчеркивается их глубокое внутреннее отличие, которое проявляется в ином художественном методе, требующем для своего воплощения совсем других средств и приемов. В отличие от «36 видов Фудзи», где Хокусай использует яркие, насыщенные тона, «100 видов Фудзи» – монохромен, напечатан лишь в две краски: черную и серую. В оттенках серого рождаются необозримые дали. Точное соотношение белого и серого создает впечатление прозрачности и глубины. Пейзажи серии имеют нечто общее с классической монохромной живописью.
На смену эпическому величию, торжественности природы приходит эмоциональность и лиричность. Теперь художник не просто наблюдает природу со стороны, а является соучастником ее событийной сущности, ведь в каждом листе присутствует сюжет, событие, действие. Мы видим Фудзи то на переднем плане, то парящей в небе, то закрывающей линию горизонта.
В «100 видах Фудзи» наиболее ярко проявилась удивительная способность Хокусая видеть явления с неожиданной, необычной точки зрения. Изображая лишь деталь, лишь часть целого, он как бы намекает на присутствие Фудзи, показывая не саму гору, а ее отражение в водной глади озера или в чаше с вином в руках путника, или на раздвижных перегородках комнаты. Снежная горка, выстроенная детьми, вызывает представление о большой Фудзи. Это не просто чисто композиционные приемы, а свидетельство нового взгляда на мир, не связанного вековыми условностями. Он создает новую художественную систему, тем самым, возвышая роль пейзажа в гравюре укиё-э.
Хокусай и пейзаж в укиё-э (начало).
Хокусай и пейзаж в укиё-э (окончание).
100 видов Фудзи (Фугаку хяккэй).
По материалам: Мировое искусство. Кацусика Хокусай. Серии гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи». –СПб: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006. – 192 с., ил. Составитель текста А. А. Иванова.
На страницу художника: Кацусика Хокусай (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1726-1790;
Художники по странам: японские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|