|
Кауфман Ангелика
КАУФМАН (Kauffmann) Ангелика [Мария Анна Ангелика (Анжелика) Катарина] (30.10.1741, Кур, Швейцария – 5.11.1807, Рим), немецкий и швейцарский живописец. Училась у отца – австрийского живописца Йозефа Иоганна Кауфмана (1707–1782). В 1742–1757 жила в Италии, затем в различных городах Австрии (в 1757 помогала отцу расписывать приходскую церковь в Шварценберге), Германии и Италии [в Милане, Флоренции (с 1762 член Академии художеств), Риме (1763–1765 и 1782–1807; с 1765 член академии Св. Луки), Венеции (с 1781 член Академии художеств) и других]. В 1766–1781 работала в Лондоне; первая женщина, избранная членом Королевской Академии художеств. В 1781 вышла замуж за итальянского художника-декоратора Антонио Дзукки (Цукки; Zucchi; 1726–1796), работавшего с братьями Р. и Дж. Адам. В Риме была дружна с И. И. Винкельманом, И. В. Гёте, А. Кановой. В ранних картинах на мифологические сюжеты уподобление поз персонажей античной скульптуре, чёткий рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, о восприятии эстетических идей классицизма («Вакх и Ариадна», 1764, Художественный музей, Брегенц). В поздних работах появляется театральность («Гектор призывает Париса на битву», 1775; «Вергилий читает "Энеиду" Октавии и Августу», 1788; обе – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); в трактовке сюжетов ощущаются отзвуки искусства рококо. Под влиянием английской литературы были созданы картины «Прощание Абеляра и Элоизы» (до 1780, на сюжет из А. Поупа), «Безумная Мария» (на сюжет из Л. Стерна; обе – Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и другие), предвосхитившие обращение к подобным темам в живописи романтизма.
Большой успех принесли Кауфман портреты представителей европейской знати и деятелей культуры: И. И. Винкельмана (1764, Кунстхаус, Цюрих), И. В. Гёте (1787, Национальный музей Гёте, Веймар; одно из наиболее значительных произведений Кауфман; оба созданы в Риме); «Леди Гамильтон в виде вакханки» (1797, частное собрание, Лондон), автопортреты (1780, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; 1788, галерея Уффици, Флоренция, и другие). В ранних работах Кауфман ещё использует схему барочного портрета; знакомство с английским портретом 18 века привнесло в её палитру колористическую звучность, свободу и живописность. Позднее, под влиянием П. Дж. Батони, Кауфман обращается к парадному и групповому портрету, изображая модели в интерьере или в пейзаже («Фердинанд IV Неаполитанский с семьёй», 1782, Музей Каподимонте, Неаполь; «Графиня А. С. Протасова с племянницами», 1788, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, и другие).
Литература: Manners V. A., Williamson G. C. A. Kauffmann. L., 1924; A. Kauffmann und ihre Zeitgenossen. (Kat.). Bregenz; W., 1968; A. Kauffmann. Restaurierungen: Begleitheft zur Ausstellung. Bregenz, 1991; Федотова Е. Д. А. Кауфман. М., 2004.
По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2009. Т.13 - 783 с., ил.
Кауфман Ангелика (БСЭ)
Статья. М. И. Свидерская. Большая Советская энциклопедия. Том 11. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1973. Главный редактор А. М. Прохоров.
Художники по годам рождения: 1726-1790;
Художники по странам: немецкие;
Художники по странам: швейцарские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|