Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Делакруа Эжен

Делакруа ЭженДЕЛАКРУА (Delacroix) Эжен (Фердинанд Виктор Эжен) (26.4.1798, Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа – 13.8.1863, Париж), французский живописец, график, член Французской академии (1857). Родился в семье дипломата и государственного деятеля. По окончании Императорского лицея в Париже поступил в мастерскую П. Н. Герена (1816), затем в Школу изящных искусств (1817). Изучал в Лувре старых мастеров (Тициана, П. Веронезе, П. П. Рубенса), а также творчество современников – Ж. Л. Давида, А. Гро. Был дружен с Т. Жерико, влияние которого ощутимо в ранней картине Делакруа «Данте и Виргилий» («Ладья Данте», 1822, Лувр, Париж), поразившей современников микеланджеловской мощью образов, мрачным трагизмом. Смелая живописная манера, независимость творческой позиции Делакруа резко противостояли академическому классицизму. Его произведения пронизаны энергией эпохи, дают представление о её атмосфере и настроениях: «Резня на Хиосе» (1823–1824, Лувр, Паирж), «Греция на развалинах Миссолунги» (1826, Музей изящных искусств, Бордо) посвящены трагической борьбе греков за национальную независимость; под непосредственным впечатлением Июльской революции 1830 написана «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ», 1830–1831, Лувр, Париж), где Делакруа изобразил себя среди защитников баррикады.

В 1825 Делакруа совершил путешествие в Англию, где ознакомился с искусством Дж. Констебла, Р. Бонингтона, присутствовал на многих представлениях пьес У. Шекспира. Будучи крупнейшим представителем французского романтизма, Делакруа обращался преимущественно к драматическим сюжетам, необычным ситуациям, сильным характерам; многие его творческие замыслы вдохновлены литературой – сочинениями Данте, И. В. Гёте (17 литографий по мотивам «Фауста», 1827–1828, одобренные самим поэтом), В. Скотта («Убийство епископа Льежского», 1829, Лувр, Париж), Шекспира («Смерть Офелии», 1844, Лувр, Париж; серия литографий «Гамлет», 1834–1847, и другие). Творчеством Дж. Байрона навеяно гигантское полотно «Смерть Сарданапала» (1827, Лувр, Париж), в котором цвет (сочетания интенсивного кроваво-красного и золотистого тонов) приобретает активную эмоциональную выразительность и драматизм. Делакруа интересовался новейшими открытиями науки в области цвета, изучал зависимость его от освещения, принципы взаимодействия цветов, законы рефлексов, дополнительных тонов и так далее, предвосхитив некоторые открытия импрессионизма.

Отвечая общему для романтизма интересу к истории (расцвет исторической драмы, романа), чувству сопричастности великим событиям, Делакруа создавал исторические полотна – «Казнь дожа Марино Фальери» (1826, собрание Уоллес, Лондон), «Битва при Пуатье» (1830, Лувр, Париж), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840–1841, там же) и другие. Делакруа отразил и свойственный романтикам интерес к Востоку: в 1832 в составе посольства Франции он совершил путешествие в Марокко, затем посетил Алжир и Испанию. Результатом поездок явились альбомы зарисовок и серия картин, в которых Делакруа предстаёт одним из главных мастеров французского ориентализма («Алжирские женщины», 1833–1834, Лувр, Париж; «Султан Марокко», 1845, Музей изящных искусств, Тулуза; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург, и другие).

Декоративное дарование Делакруа раскрылось в циклах монументальных росписей, исполненных в Париже – в Бурбонском (1833–1847) и Люксембургском (1840–1846) дворцах, церкви Сен-Сюльпис (1849–1861), в Лувре (плафон галереи Аполлона, 1850–1851). В своём «Дневнике», который Делакруа вёл с 1822, он описал впечатления от встреч с современниками, многие из которых позировали ему для портретов (Ф. Шопен, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Жорж Санд). Новаторское искусство Делакруа вдохновляло многих художников 19–20 веков своими исканиями в области цвета, свободой живописной манеры, ярким темпераментом.

Сочинения: Correspondance générale / Ed. A. Joubin. P., 1936–1938. Vol. 1–5; Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М., 1960; Дневник. М., 1961. Т. 1–2; Further correspondence, 1817–1863 / Ed. L. Johnson. Oxf., 1991; Souvenirs d’un voyage dans le Maroc. P., 1999.

Литература: Кожина Е. Ф. Э. Делакруа: Альбом. М., 1961; она же. Романтическая битва. Л., 1969; Гастев А. А. Делакруа. М., 1966; Mras G. P. E. Delacroix’s theory of art. Princeton, 1966; Roger-Marx C. L’univers de Delacroix. P., 1973; Дьяков Л. А. Э. Делакруа. М., 1979; Johnson L. The paintings of E. Delacroix. Oxf., 1981–2002. [Vol.] 1–6. Supplements; Georgel P., Rossi Bortolatto L. Tout l’œuvre peint de Delacroix. 2 éd. P., 1984; Wilson-Smith T. Delacroix: a life. L., 1992; Davies E. Portrait of Delacroix. Edinburgh, 1994; Жюллиан Ф. Э. Делакруа. М., 1996; Jobert B. Delacroix. P., 1997; Rautmann P. Delacroix. P., 1997; Serullaz M. Delacroix. P., 1998.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2007. Т.8 - 767 с., ил.

Делакруа Эжен (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1791-1830;

Художники по странам: французские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru