Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Сальвадор Дали. Жизнь и творчество
Последняя роль Дали. Каденция и финал.
Апогей кича: Театр-Музей в Фигерасе

О нем писали еще и как о самом большом из «сюррреалистических объектов» Дали. У этого замысла Дали были предтечи, был и аналог. Замысел: сосредоточить большинство своих работ в родном городе, в крипте под стеклянным куполом, рядом с бальзамированным телом Дали, в интерьерах, отвечающих его вкусу, мании величия и стремлению к вечности. Прототип: сказочные замки короля Людвига II Баварского, короля-самоубийцы, друга и покровителя Вагнера. Короля-романтика, чьим именем бредил юный Сальвадор Дали.

В 1970 году Дали заявил, что на развалинах городского театра в Фигерасе, разрушенного во время гражданской войны, следует появиться новому комплексу, достойному всеобщего изумления. 24 сентября 1974 года состоялось торжественное открытие Театра-Музея. Автор проекта Перес Пиньеро — гений, если верить Дали. Гений смел лишь воплотить, в меру сил и таланта, архитектурный бред самого Сальвадора. Перес Пиньеро дал возможность застыть этому потоку бреда, в котором перемешались галлюцинации и буффонада. Последняя выражалась в идее, что творение, призванное изумлять, должно быть совершенно нейтральным. Этому колоссу велели не заслонять собою безделушки, которыми его нашпигуют, не «забивать» своим величием ту фальшивую жизнь, которой предстояло постепенно каменеть под стеклянным куполом.

Вот так на главной площади Фигераса вознеслась прихотливая смесь всего со всем, совершенное воплощение кича. Фасад соединил белое с кремовым, палладианство со стилем Art Deco двадцатых годов. Суперстилизованные фигуры, вобравшие в себя все худшее от стиля «модерн», вознеслись к небесам, сияя в лучах каталонского солнца, можно сказать — наисусальнейшим золотом. На площади, вымощенной изразцами,— два монумента. Один — манекен с приметами священника, но гораздо больше он похож на внебрачного ребенка Сальвадора Дали от Джордже Де Кирико. Он посвящен философу Франсеско Пухольсу. Другой — представленная в трех экземплярах копия памятника Эрнесту Месонье, созданного в 1895 году Антоненом Мерсье,— памятника классику «помпезного стиля», наивозлюбленнейшему художнику Сальвадора Дали. Поэтому одна из этих трех тиражированных ипостасей и оказывается единственной фигурой, которой дано вознестись на столпе, сложенном из шин.

А что внутри? Дворики, лестницы, витражи. Полости, загроможденные толпами статуй, случайно сошедшихся здесь, поражающих пестротой типов, поз, материала, цвета. Стереофотографии. Картинки-обманки — trompe-l'aell. Театральный реквизит. Книги. Кадиллак. Вход на одну из станций парижского метро, в стиле Art Nouveau. Христос среди зеркал, композиция, навеянная искусством Антонио Гауди. Целый зал, спроектированный и оснащенный каталонским архитектором Оскаром Тускетсом как пугающее своей натуральностью пространство сюрреалистической комедии; оно воспроизводит, в большом увеличении и объемно, коллаж, выполненный Дали в 1934 году: лицо Мэй Уэст оказывается и в самом деле способным служить комнатой, в которой поэтика Дали изрядно соединена с поэтикой Арчимбольдо. Картины Бугеро и Фортуни, выставленные назло господствующей моде и современному вкусу. И, наконец, софиты старого театрального фойе, превращенного теперь в «салон маркиза». Они сплошь покрыты росписью Дали, ошарашивающей головокружительными эффектами перспективы и игрою красок, то буйных, то небесно-умиротворенных. Фигуры низвергаются каскадами, и в таких количествах, в таких безумных и бредовых ракурсах, что перед ними просто бледнеет вся вместе взятая барочная акробатика.

Сальвадор Дали
Жизнь и творчество (книга)

Предисловие.

Театр фантастической жизни

1. «Прикинься гением, и ты им станешь».

2. Счастье быть испанцем.

2.1. С Лоркой.

2.2. Супер-Женщина Гала.

3. «Сюрреализм — это я».

3.1. Дали и кино: от Боньюэля к Хичкоку.

3.2. За пределами живописи.

3.3. Благодарение Фрейду.

4. Последняя роль Дали. Каденция и финал.

4.1. Апогей кича: Театр-Музей в Фигерасе.

Творчество

Биография.

В поисках стиля.

Молодая женщина, увиденная со спины и другие картины.

Глас бессознательного в пустыне.

Пустыня в безмолвии Вечернего звона.

Американские годы. Стать классиком.

Мистический Дали.

Явление призрака свободы со зримым профилем Сальвадора Дали. (Послесловие к русскому изданию)

По материалам: Марко ди Капуа. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. Перевод с итальянского, послесловие и научная редакция русского издания: В. Кисунько. М.: АСТ - Астрель. 2005. - 271 с., ил.

На страницу художника: Дали Сальвадор (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1901-1920;

Художники по странам: испанские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru