Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Сальвадор Дали. Жизнь и творчество
Счастье быть испанцем. Супер-Женщина Гала

Лучше, чем кто-либо другой, объясняет эту ситуацию румынский писатель Эмиль Чиоран. Он исходит из того, что если реальность существует, то лишь благодаря наличию наших трансцендентных ценностей, нашим преувеличениям, нашим богам. Гала стала тем преувеличением, тем божеством, которое избрал сам Дали. До этого и окружающий мир, и вся жизнь представлялись ему стоячим болотом, бездонным и неподвижным. Всякая попытка выбраться означала лишь пустую трату сил. Отстоять себя было можно, придав самому себе внутри этого мрака некую форму, пускай даже она примет облик судьбы. И — только так. И никакого иного способа не существует и быть не может...

Предоставим Дали шаманствовать, пусть он все громче выкликает свои заклинания. Обратимся к вопросу, для многих тоже небезынтересному: Гала хотела только славы? денег? Но тогда мы услышим лишь эхо и его, и ее голоса, затухающее в грязных газетных чернильницах. И нам уже ничего не остается, разве что вглядеться в черты некрасивой женщины. Но ведь для Дали, напротив, она была верхом земного совершенства, сладким призывным звуком, откликаясь на который невольно начинала литься речь и двигаться рука художника, складываясь в страницы книг, во все то, что сумел высказать Дали. Наконец, она была формой, безмолвным ликом, терпеливой актрисой, которую режиссер предпочитал всем прочим и которая была ему необходима для исполнения всех ролей сразу: и Мадонны, и простой женщины, глубоко погруженной в чтение, и царственно «метафизической» Леды...

Гала стала для Сальвадора «двойником», близнецом, братом, которого ему так не хватало и которым он, благодаря ей, «укомплектовал» свою жизнь. Она стала целью его эротических устремлений, которые без нее просто угасли бы. Стала матерью, которая его утешала, стала его сторожевой башней, его чревом, его лоном. Она была той ясновидящей, которая знала его будущее. В описании Дали впечатляет сцена, в которой Гала предается его власти: она стоит перед молодым художником, сотрясающимся от дрожи и нервного «катастрофического хохота», и шепчет ему: «Ты мой малыш. Мы больше никогда не расстанемся».

Елена Дмитриевна Дьяконова была дочерью московского адвоката и, в момент встречи с Дали в Кадакесе в 1929 году, женой поэта Поля Элюара. Они развелись в 1932 году, а двумя годами позже Гала вступает в брак с нашим художником; обряд был гражданский. Она умерла в июне 1982 года, оставив Дали в недоумении: для него было немыслимым пережить ее хотя бы ненадолго.

Впервые она отвернулась от него. Сальвадор любил ее спину, которую писал не раз. Это всегда подтянутое, всегда молодое тело, изображенное сзади, сначала появляется на его картинах как образ «Галюшки», девочки, которую Дали придумал для себя еще в детстве, как воплощение знойной, жаркой юности. Потом она становится Градивой, получив имя героини романа Вильгельма Йенсена. Свою интерпретацию этой книги предложил Зигмунд Фрейд: Градиве удается исцелить психику героя, мучимого невротическими страхами и частыми депрессиями.

Когда Дали познакомился с ней, вначале он не мог говорить, а только истерически хохотал. Вот так же, на уровне чистого инстинкта, когда мы смотрим на Гала с картин Дали, в нас начинает звучать голос самого художника. Но потом он меняется. В том смысле, что лицо Гала является нам столько раз, постоянно, снова и снова, становится столь узнаваемым, что «слово» Дали мы слышим уже, вглядываясь в элементы пейзажа, в свет и во мрак, в летний день, в «майский ливень». Но каждый раз помним, путешествуя во времени и по стольким городам, в которых жил Дали, о его почве.

Вспоминаем каменистые, меланхолические пейзажи Кадакеса или мыса Креус — и Гала в морской дали, увиденная сверху, сидящая в лодке, плывущая по воде... И тогда вновь ширится звучание ее имени, и оно уже во всем, и все им сводится к нулю. И теперь уже совсем трудно говорить о ней: уже так много сказано другими, да и нами тоже. Может быть, истина — именно в молчании, идеальным олицетворением которого Гала сегодня стала.

Сальвадор Дали
Жизнь и творчество (книга)

Предисловие.

Театр фантастической жизни

1. «Прикинься гением, и ты им станешь».

2. Счастье быть испанцем.

2.1. С Лоркой.

2.2. Супер-Женщина Гала.

3. «Сюрреализм — это я».

3.1. Дали и кино: от Боньюэля к Хичкоку.

3.2. За пределами живописи.

3.3. Благодарение Фрейду.

4. Последняя роль Дали. Каденция и финал.

4.1. Апогей кича: Театр-Музей в Фигерасе.

Творчество

Биография.

В поисках стиля.

Молодая женщина, увиденная со спины и другие картины.

Глас бессознательного в пустыне.

Пустыня в безмолвии Вечернего звона.

Американские годы. Стать классиком.

Мистический Дали.

Явление призрака свободы со зримым профилем Сальвадора Дали. (Послесловие к русскому изданию)

По материалам: Марко ди Капуа. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. Перевод с итальянского, послесловие и научная редакция русского издания: В. Кисунько. М.: АСТ - Астрель. 2005. - 271 с., ил.

На страницу художника: Дали Сальвадор (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1901-1920;

Художники по странам: испанские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru