Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Гойя Франсиско Хосе де

Гойя Франсиско Хосе деГОЙЯ, Гойя-и-Лусьентес (Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (30.3.1746, Фуэндетодос, Арагон – 16.4.1828, Бордо), испанский живописец и график. Родился в семье ремесленника-позолотчика. Учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса (с 1760), в Мадриде у Ф. Байеу (с 1766), на сестре которого женился. В 1767(?)– 1771 посетил Италию. В некоторых работах Гойи – ранних росписях в церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (1771–1772) в Сарагосе и барочных алтарных картинах – сказалось влияние Дж. Б. Тьеполо. В 1775 переехал в Мадрид, где по заказу королевской мануфактуры создал несколько серий картонов для шпалер (с 1776 по 1792; всего свыше 60 работ; бОльшая часть – в Прадо, Мадрид), стилистически близкие искусству рококо, с насыщенным цветом и обобщённым рисунком. В них Гойя изобразил характерные испанские типы, празднества и развлечения, занятия и ремёсла («Зонтик», 1777; «Продавец фаянса», «Игра в пелоту», оба 1779; «Водоноски», «Деревенская свадьба», оба 1787). Национальный колорит резко отличает Гойю от его современников-неоклассицистов, занимавших ключевые позиции в художественной жизни страны (А. Р. Менгс и другие). Став королевским (1786), затем придворным (1789) художником, Гойя был нагружен многочисленными заказами на портреты; его ранние парадные изображения испанской знати и банкиров были написаны в традициях Д. Веласкеса.

Перелом в творчестве Гойи наступил в начале 1790-х годов. Глухота, поразившая художника после тяжёлой болезни зимой 1792–1793, изменила образ его жизни и совпала по времени с ухудшением общественно-политической ситуации в Испании. Назначенный директором живописного отделения мадридской Академии Сан-Фернандо (1795–1797), Гойя был вынужден из-за болезни оставить эту должность. Замкнувшийся в себе, он всё чаще работает не на заказ, обретя полную творческую свободу. Произведения Гойи (как у его современника И. Г. Фюсли) наполняются гротескными образами, откровениями и прозрениями, а иногда и сценами, взятыми из действительности, но кошмарностью превосходящими любой вымысел («Трибунал инквизиции», 1794, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид; «Двор сумасшедшего дома в Сарагосе», 1794, Музей Медоус, Даллас, штат Техас). Будучи с 1799 первым художником короля, Гойя продолжал создавать много портретов. В лучших из них акцентированы высокое достоинство личности, сильный темперамент: портреты герцогини Альбы (Музей Испанского общества, Нью-Йорк, и другие собрания), французского посла Ф. Гиймарде (1798, Лувр, Париж), «Ла Тирана» (1802, Академия Сан-Фернандо, Мадрид), Исабель Кобос де Порсель (около 1806, Национальная галерея, Лондон), несколько автопортретов (1810-е годы, Прадо и другие). В картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (1798–1805, Прадо), обратившись к аллегорической теме «Венеры небесной и Венеры земной», Гойя с портретной характерностью пишет вполне реальную модель (вероятно, герцогиню Альба). Однако нередко Гойя привносил в портреты личное отношение, проявлявшееся в ироничной гипертрофированной «натуральности», особенно в изображениях членов королевской фамилии («Семья Карла IV», 1800, Прадо; «Конный портрет Фердинанда VII», 1808, Музей Академии Сан-Фернандо) и приближённых двора («Годой – победитель Португалии», 1801, там же, и другие). В 1798 Гойя исполняет последнюю религиозную роспись – в церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде.

Значительно графическое наследие Гойи (свыше 1000 рисунков и эстампов). С 1778 он исполнял офорты, начав с копирования картин Д. Веласкеса. Офорты Гойи живописны – он использует акватинту, которая позволяет заливать пятно; острую линию царапающей иглы сочетает с бархатистой тенью травленого штриха; при этом объёмно-пространственные построения упрощаются, а рисунок приобретает гротескный характер. В гравюрах Гойи соединяются фантасмагория и аллегория; не довольствуясь изображением, он сопровождает листы словесными комментариями. Серия офортов «Капричос» («Los Caprichos», 80 листов, 1797–1798; изданы 1799) – сатира на феодально-клерикальную испанскую действительность с позиции Просвещения, в которой аллегорические образы, порождённые безудержной фантазией (например, «Сон разума порождает чудовищ»), соседствуют с не менее чудовищными сценами из реальной жизни («Охота за зубами»). С патриотических позиций Гойя показывает народную войну против наполеоновского нашествия, её героические и трагические стороны в серии офортов «Бедствия войны» (82 листа; 1810–1820, изданы 1863) и полном экспрессии живописном диптихе («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года в Мадриде», 1814, Прадо).

Постепенно у Гойи складывается манера «тёмных картин» («pinturas negras»): как и его великие предшественники Эль Греко и Рембрандт, он посредством контрастной светотени добивается суггестивного драматизма образа, использует эффекты ночного освещения. Фоны многих произведений Гойи неопределённы – чаще всего это неясный сумрак, из которого светом выделены важные детали. Художника привлекают тёмные, «ночные» стороны жизни («Колдующий», 1798, Национальная галерея, Лондон; «Сон», около 1800, Национальная галерея Ирландии, Дублин; «Последний час старухи», около 1810–1812, Музей изящных искусств, Лилль). Гойя неоднократно возвращался и к темам своего раннего творчества, но изображение людей из народа, национальных традиций и обычаев становилось у него всё более драматичным, тревожным («Похороны сардинки», 1814, Прадо; «Майское дерево», 1815, Государственные музеи, Берлин; «Махи на балконе», около 1816, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; серия офортов «Тавромахия», 33 листа, 1815, изданы 1816). Вместе с тем живописная манера его жанровых картин 1810-х годов предвосхищает импрессионизм свободой и колористическим богатством («Водоноска», Музей изобразительных искусств, Будапешт). Последние годы жизни в Испании Гойя посвятил росписям стен своей виллы «Дом глухого» («Quinta del Sordo») под Мадридом. В этих композициях, похожих на мир галлюцинаций (на тему мифа о Сатурне и другие – всего 14 панно; 1820–1823, Прадо), Гойя освобождается от излишней декоративности, иллюзорного сходства, обнажая дионисийскую стихию, «тёмную страсть», питающую его искусство; семантика этого цикла указывает на тему ванитас, претворённую в контексте современных событий. Росписи перекликаются с графической серией «Нелепицы» («Los Disparates»; 22 листа, 1820–1823, издана в 1864 под названием «Пословицы»), в которой персонажи без масок обнаруживают своё подлинное, скотоподобное и инфернальное обличье.

После подавления революции в 1824 престарелый художник уезжает в добровольное изгнание в Бордо, где продолжает работать (серия литографий «Бордоские быки», 1825; картина «Молочница из Бордо», 1827–1828, Прадо), пишет портреты испанских эмигрантов. Пребывание во Франции в последние годы жизни способствовало распространению известности и влияния Гойи. Несмотря на смысловую зашифрованность многих произведений, построенных на иносказаниях, символах, метафорах и аллюзиях, творчество Гойи всегда обладало притягательной силой. Сформировавшись в период позднего барокко, Гойя стал одним из крупнейших представителей романтизма и оказал значительное воздействие на европейскую культуру 19–20 веков, вплоть до экспрессионизма и сюрреализма.

Литература: Левина И. М. Гойя. Л.; М., 1958; Harris T. Goya. Engravings and lithographs. Oxf., [1964]. Vol. 1–2; Gassier P., Wilson J. Vie et œuvre de F. Goya. Fribourg, 1978; Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986; Tomlinson J. F. Goya y Lucientes. L., 1994; Barboza V. C. Goya frente al muro. Zaragoza, 1996; Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997; Symmons S. Goya. L., 1998; Goya. (Cat.). Madrid, 2000; Hofmann W. F. Goya. Münch., 2003; Junquera J. J. The black paintings of Goya. L., 2003; Schulz A. Goya’s Caprichos: aesthetics, perception and the body. Camb.; N. Y., 2005.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2007. Т.7 - 767 с., ил.

Гойя Франсиско Хосе де (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: 1726-1790;

Художники по странам: испанские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru