|
Гейнсборо Томас (БСЭ)
Гейнсборо (Gainsborough) Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк,– 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образование не получил, в 1740-х годов в Лондоне учился у французского гравера Ю. Гравло. Позже работал в Садбери, в 1750-х годах – в Ипсуиче, с 1759 – в Бате, с 1774 – в Лондоне. Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский мастер портрета 18 века, Гейнсборо начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах чуткость и непосредственность восприятия («Корнардский лес», 1748, Национальная галерея, Лондон); несколько наивным очарованием проникнуты ранние портреты супругов – провинциальных помещиков, изображенных на фоне полных свежести усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, галерея Тейт, Лондон). Развитый стиль портретной живописи Гейнсборо, сложившийся под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто, характеризуется одухотворенной трепетной поэтичностью в передаче личного обаяния человека, его тончайших душевных движений. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы («Голубой мальчик» – портрет Дж. Баттола, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США; портрет герцогини де Бофорт, 1770-е годы, Эрмитаж, Ленинград; «Пердита» – портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон; портрет Сары Сиддонс, 1784-1785, Национальная галерея, Лондон). Интимность и сердечная теплота отличают парные портреты Гейнсборо, где ему удавалось передать глубокую внутреннюю связь близких людей («Дочери художника», около 1759, и «Утренняя прогулка» – портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Очень лиричны образы крестьянских детей («Деревенские дети», 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В героях Гейнсборо независимо от их общественного положения и возраста ощущаются богатая духовная жизнь, внутренняя независимость, незаурядность характера. Живописная техника в зрелых работах Гейнсборо отличается виртуозной легкостью, воздушностью, изысканной нежностью; динамичная игра мелких разноцветных мазков придает картинам Гейнсборо изменчивость, дыхание подлинной жизни. Холодные голубые тона дополняются перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами. Эти живописные качества сообщают особый поэтический строй и сельским пейзажам Гейнсборо с их мягкой гармоничностью, легкой игрой света («Повозка, едущая на ярмарку», 1786, галерея Тейт, Лондон). Пейзажи и сцены крестьянской жизни занимают главное место среди рисунков Гейнсборо, полных трепета жизни и серебристой воздушности.
Литература: [Кузнецова И.], Томас Гейнсборо, М., 1963; Woodall M., Thomas Gainsborough, his life and work, L., 1949; Waterhouse E. K., Gainsborough, [L.], 1958.
Большая Советская энциклопедия. Том 6. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.
На страницу художника: Гейнсборо Томас (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1726-1790;
Художники по странам: английские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|