Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Ге Николай Николаевич

Ге Николай НиколаевичГЕ Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж – 1(13) или 2(14).6.1894, хутор Ивановский Черниговской губернии], российский живописец. Профессор (1863) и член (в 1872–1891) петербуржской Академии Художеств. Правнук французского иммигранта. Учился на математических факультетах университетов Киева и Санкт-Петербурга (1847–1849), в петербуржской Академии Художеств (1850–1857) у П. В. Басина. Пенсионер Академии Художеств в Италии (1857–1863), посетил также Германию, Францию, Швейцарию; в 1857–1859 жил в Риме (где познакомился с А. А. Ивановым), в 1860–1869 – во Флоренции. В раннем творчестве заметно влияние К. П. Брюллова («Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила», 1856, Государственный Русский музей). Отличающие эту картину романтическая патетика, интенсивный колорит, контрастное освещение определили строй дальнейшего творчества Ге. В Италии обратился к сюжетам из древнеримской истории (эскизы неосуществлённых картин «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма», 1857–1859, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея), писал пейзажи. Творчество А. А. Иванова вдохновило Ге на создание картин на евангельские темы (эскиз картины «Возвращение с погребения Христа», 1859; «Вестники Воскресения», 1867; «Христос в Гефсиманском саду», 1869–1880-е годы; все – в Государственной Третьяковской галерее). Наибольший общественный резонанс вызвала картина «Тайная вечеря» (1863, Государственный Русский музей), где евангельский сюжет трактован подчёркнуто реалистически.

По возвращении в Санкт-Петербург Ге стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1871 обратился к исторической тематике: в картине «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (Государственная Третьяковская галерея) личный конфликт символизирует противостояние различных исторических сил. Следующие работы Ге на темы отечественной истории [«Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы», 1874, там же; «Пушкин в селе Михайловском» («Пущин у Пушкина»), 1875, Художественный музей, Харьков], лишённые внутреннего драматизма, не удовлетворили художника, и он на несколько лет оставил живопись.

В 1876 Ге поселился в своём имении в Черниговской губернии, где занялся сельским хозяйством и общественной деятельностью, помогая крестьянам. Образ мыслей и настроения Ге оказались близки мировоззрению Л. Н. Толстого, с которым художник познакомился в 1882. Вернувшись к искусству в поздний период, Ге продолжил работу над евангельскими сюжетами («Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад», 1889, Государственный Русский музей; «Суд Синедриона. "Повинен смерти!"», 1892, Государственная Третьяковская галерея; «Распятие», 1894, Музей Орсе, Париж; неоконченная картина «Голгофа», 1893, Государственная Третьяковская галерея). Мастер считал, что искусство должно «опроститься», отбросить красивую манеру, «заражать» идеями, тем самым противостоя развлекательному салонному искусству. Показанная на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок картина «"Что есть истина?" Христос и Пилат» (1890, Государственная Третьяковская галерея) – лучшая из работ «Страстного цикла» – представляет трагический конфликт цинизма и веры, противостояние грубой силы и идеала самопожертвования. Картина была запрещена церковной цензурой и снята с выставки из-за неканонической трактовки образа Христа. Живопись позднего Ге настолько экспрессивна, что считалась современниками неоконченным подмалёвком, хотя Ге неоднократно переписывал свои холсты, добиваясь нужного художественного результата. Подобная манера письма отчасти предвосхитила стилистику экспрессионизма.

Работал также в портретной скульптуре (бюсты – В. Г. Белинского, гипс тонированный, 1871, Музей русского искусства, Киев; Л. Н. Толстого, бронза, 1890, Государственный Русский музей, и другие); исполнял офорты и иллюстрации (к рассказу «Чем люди живы» Л. Н. Толстого, 1886). На протяжении всего творческого пути Ге обращался к портрету, изображая писателей, учёных, общественных деятелей – «властителей дум»: А. И. Герцена (1867), Н. И. Костомарова (1870, оба – в Государственной Третьяковской галерее), М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова (оба 1872, Государственный Русский музей). Среди поздних работ особенно значительны портрет Л. Н. Толстого (1884, Государственная Третьяковская галерея), передающий величие и мощь мыслителя, и автопортрет (1892, Музей русского искусства, Киев), в котором художник предстаёт в облике седобородого старца апостольского вида, с горящим взглядом проповедника, убеждённого в преображающей нравственной силе искусства.

Сочинения: Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка. М.; Л., 1930.

Литература: Стасов В. Н. Н. Ге. Его жизнь, произведения и переписка. М., 1904; Н. Н. Ге. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников / Сост. Н. Ю. Зограф. М., 1978; Тарасов В. Ф. Н. Н. Ге. Л., 1989; Порудоминский В. И. Н. Ге. М., 2000; Карпова Т. Н. Ге. [Альбом]. М., 2001.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.6 - 767 с., ил.

Ге Николай Николаевич (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 6 Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru