Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Васнецов Виктор Михайлович

Васнецов Виктор МихайловичВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3(15).5.1848, село Лопьял Вятской губернии – 23.7.1926, Москва], российский живописец, график, сценограф. Сын сельского священника, брат А. М. Васнецова. Профессор (1892) и действительный член (1893–1905; отказался от звания) петербуржской Академии Художеств. Учился в Санкт-Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867–1868) у И. Н. Крамского и в Академии Художеств (1868–1874) у П. П. Чистякова, П. В. Басина и В. П. Верещагина. С 1878 жил в Москве. Был близок к передвижникам (член Товарищества передвижных художественных выставок с 1878), один из членов-учредителей Общества возрождения художественной Руси (1915).

Со студенческих лет, иллюстрируя азбуки Н. П. Столпянского (1867, 1870) и В. И. Водовозова (1873), обратился к исторической и сказочной тематике, в том числе в книжной графике («Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, 1870; «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, 1891; «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, 1899, и другим). Посетил Францию (1876–1877) и Италию (1885), где изучал византийские мозаики и искусство Возрождения. В живописи начал с жанровых сцен из жизни «маленького человека» («С квартиры на квартиру», 1876; «Преферанс», 1879, обе – в Государственной Третьяковской галерее), с конца 1870-х годов создавал сказочно-лирические («Алёнушка», 1881, Государственная Третьяковская галерея), былинно-эпические («Витязь на распутье», 1878, Историко-художественный музей, Серпухов, и 1882, Государственный Русский музей; «Богатыри», 1881–98, Государственная Третьяковская галерея) и легендарно-исторические образы («Царь Иван Васильевич Грозный», 1897, Государственная Третьяковская галерея), выразив умонастроения неославянофильства. Участвовал в деятельности Абрамцевского художественного кружка; по заказу С. И. Мамонтова написал для вокзала Донецкой железной дороги картины «Три царевны подземного царства» (1879, Государственная Третьяковская галерея), «Ковёр-самолёт» (1880, Художественный музей, Нижний Новгород) и «Бой скифов со славянами» (1881, Государственный Русский музей). Стремление Васнецова к монументальности и декоративности композиции, поэтической обобщённости образов способствовало становлению русского модерна и символизма («Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896, Государственная Третьяковская галерея). В годы 1-й мировой войны в живописи Васнецова появляются аллегорические мотивы борьбы добра и зла («Архангел Михаил», 1914; «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918, обе – Дом-музей Васнецова, Москва). Пейзажные этюды и ландшафтные фоны картин Васнецова повлияли на развитие исторического пейзажа, прежде всего в творчестве А. М. Васнецова.

Автор многих живописных и графических портретов, преимущественно художников (А. М. Васнецова, 1878, Государственная Третьяковская галерея; М. М. Антокольского, 1884, там же; М. В. Нестерова, 1926, Дом-музей Васнецова, Москва). В 1880-х годах обратился к монументальной живописи: фриз-панно «Каменный век» (1883–1885) для Исторического музея в Москве, росписи Владимирского собора в Киеве (1885–1896), в которых традиции древнерусской стенописи соединяются с достижениями станковой живописи 2-й половины 19 века. Создал эскизы мозаик для Русской церкви в Дармштадте (1899–1901), храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1899), собора Александра Невского в Варшаве (1906–1911).

В театрально-декорационных работах Васнецова для Частной русской оперы С. И. Мамонтова в Москве («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и «Русалка» А. С. Даргомыжского, обе 1885, совместно с И. И. Левитаном, К. А. Коровиным и другими) стилизованный древнерусский орнамент служил средством организации пространства и создания образа; они сыграли заметную роль в истории отечественной сценографии. По эскизам Васнецова построены его собственный дом (в виде рубленого деревянного терема, 1893–1894; с 1953 – Дом-музей Васнецова), дом И. Е. Цветкова (1901–1903) и фасад Третьяковской галереи (1900–1905) в Москве; церковь Спаса Нерукотворного (совместно с В. Д. Поленовым, 1881–1882), «Избушка на курьих ножках» (1883) и некрополь Мамонтовых с часовней (1891) в Абрамцеве, русский павильон на Всемирной выставке в Париже (1898), также изготовлен ряд предметов мебели. Оказал большое влияние на сложение неорусского стиля в архитектуре и декоративном искусстве. Его внук – художник-монументалист Андрей Владимирович Васнецов (родился в 1924). В Вятке открыт Дом-музей братьев Васнецовых.

Литература: Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. В. М. Васнецов. Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В. А. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987; В. М. Васнецов. (Кат. выставки). Л., 1990; Пастон Э. В. В. Васнецов. М., 2000.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.4 - 766 с., ил.

Васнецов Виктор Михайлович (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 4. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1971. Главный редактор А. М. Прохоров.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские;

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru