Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

ван Эйк Ян

ван Эйк ЯнВАН ЭЙК (van Eyck) Ян [около 1390 или 1385, Маасейк (?), близ Маастрихта – 22 или 23.6.1441, Брюгге], нидерландский живописец и миниатюрист, один из зачинателей искусства Возрождения в Нидерландах. Его имя впервые упоминается в 1422–1424, когда он был на службе у правителя Нидерландов Иоанна Баварского и работал над украшением графского замка в Гааге. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–1428 работал в Лилле); по его поручению в 1428–1429 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому, исполнял портреты (не сохранились). Самыми ранними сохранившимися работами Ван Эйка считаются приписываемые ему 7 миниатюр «Турино-Миланского часослова» [1422–1424(?), Муниципальный музей, Турин], исполненные в традициях интернациональной готики. С 1431 художник поселился в Брюгге.

Крупнейшее произведение Ван Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу», известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте; около 1430–1432 или 1423–1432). Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания; несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью; в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы; фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках, искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью; тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу».

К лучшим произведениям Ван Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435–36, Национальная галерея, Вашингтон); «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов); триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и других), Ван Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающая его среда: портретные образы, пейзаж, интерьер, натюрморт в его композициях образуют гармоничное единство. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями); исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как воплощения Божьего промысла, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.

Решение вставших перед Ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма); этот живописный метод позволил Ван Эйку достигать исключитительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармоничное целое.

Ван Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Ван Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (?) (1431–1432, Художественно-исторический музей, Вена; подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден); «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432; ранее считался автопортретом Ван Эйка; оба – в Национальной галерее, Лондон); портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них проницательному раскрытию главных особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. Художник создал первый в европейской живописи двойной портрет – проникнутое сложной символикой и, одновременно, интимно-лирическим чувством изображение купца Дж. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Творчество Ван Эйка в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской школы живописи, круг её проблем и интересов. Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и другие).

Братьями Ван Эйка были живописцы Ламберт (Ламбрехт) [работал в Брюгге при дворе Филиппа Доброго с 1431; последнее упоминание в 1442; возможно, участвовал в завершении «Мадонны с Младенцем, святыми Варварой и Елизаветой Венгерской и донатором (приором Брюгге Яном Восом)» – последней работы Ван Эйка, 1441, собрание Фрик, Нью-Йорк] и, вероятно, Хуберт (Губерт или Хубрехт) (между 1385 и 1390–1426; работал в Генте с 1420). Спорной остаётся проблема участия Хуберта в работе над «Гентским алтарём»: согласно позднейшей надписи на внешних створках, алтарь был начат им около 1423 (частично исполнена центральная створка нижнего регистра – «Поклонение мистическому Агнцу») и закончен Яном; ряд исследователей полагает, что «Гентский алтарь» исполнен целиком Яном ван Эйком.

Литература: Егорова К. С. Ян ван Эйк. М., 1965; Никулин Н. Н. Ян фан Эйк. [Альбом]. Л., 1968; Brignetti A., Faggin G. T. L’opera completa van Eyck. Mil., 1968; Conway W. M. The van Eycks and their followers. N. Y., 1979; Dhanens E. Hubert en Jan van Eyck. P., 1980; Herzner V. J. van Eyck und der Genter Altar. Worms, 1995; Castelfranchi Vegas L. Van Eyck. Mil., 1998; Investigating J. van Eyck. Brepols, 2000; Pächt O. Van Eyck, die Begründer der altniederländischen Malerei. 3. Aufl. Münch., 2002; Jan van Eyck und seine Zeit. (Kat.). Stuttg., 2002.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2006. Т.4 - 766 с., ил.

ван Эйк Ян (ЭСЮХ)

Статья. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.

Художники по годам рождения: до нашей эры - по 1400 год;

Художники по странам: нидерландские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru