|
Брюллов Карл Павлович (ЭСЮХ)
Картина «Последний день Помпеи», созданная К. П. Брюлловым в начале 1830-х годов (Государственный Русский музей),– одна из самых известных в истории русской живописи прошлого столетия. В свое время она принесла русскому художнику европейскую известность. Эта картина – кульминация развития романтизма в России, и популярность ее вполне оправдана, ее образы вызывают интерес и современного зрителя. Не только эта картина, но и все творчество художника: его портреты, мифологические сцены, жанровые наброски (особенно акварели) – имеет громадную художественную ценность. Завершив образование в Петербургской Академии художеств, молодой живописец был в 1823 году послан за границу. Он посетил Дрезден, Мюнхен, а затем до 1835 года жил и работал в Риме. Уже первые его работы в Италии («Итальянское утро», 1823; «Итальянский полдень», 1827) отмечены поисками оригинальных, самостоятельных решений. Однако лучшее было им создано в жанре парадного портрета, куда Брюллов привнес романтическую красочность, праздничную приподнятость настроения, а иногда и душевный драматизм. С артистическим блеском Брюллов исполняет «Всадницу» (портрет Джованины Пачини, 1832) и «Портрет Ю. П. Самойловой с Дж. Пачини и арапчонком» (1832–1834).
В «Последнем дне Помпеи» художник представляет сцену гибели древнего города, трагическую судьбу его жителей, что многими современниками Брюллова понималось как своеобразный отклик на поражение декабристов. Рушатся здания, валятся мраморные истуканы, и никто, будь он смелым и отважным, красивым и благородным, не может спастись во время катастрофы. Правда, черты некой отвлеченной театральности исполнения и композиции придают изображенному противоречивый характер, снижая эмоциональное напряжение показываемой сцены.
Наиболее удачные работы последнего периода творчества Брюллова – его камерные портреты. В портретах А. Н. Струговщикова (1840), М. Ланчи (1851) художник обращается к анализу человеческого настроения, улавливая томящие душу модели противоречия, надлом. Он видит в лицах и позах сочетание воспламененности воображения и усталости, движения мысли и рассудочного холодка.
Под влиянием творчества Брюллова в России сложилась большая группа его последователей, которые по-разному использовали его художественные принципы: одни отдали предпочтение красочности общего живописного решения, другие – глубокому проникновению в человеческий характер, отмечающему лучшие творения великого мастера.
По материалам: Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. -М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
На страницу художника: Брюллов Карл Павлович (БРЭ)
Художники по годам рождения: 1791-1830;
Художники по странам: русские, советские, российские
Художники по алфавиту:
А;
Б;
В;
Г;
Д;
Е Ё Ж З И Й;
К;
Л;
М;
Н О;
П;
Р;
С;
Т У;
Ф Х Ц Ч;
Ш Щ Э Ю Я
Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции
|
|
|
Поделиться в:
|
|