Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Бернини Джованни Лоренцо (БСЭ)

Бернини Джованни ЛоренцоБернини Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь,- 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. В архитектуре и скульптуре Бернини, крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчеркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Бернини решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657-66, и других церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов – имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворенность в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию («Экстаз святой Терезы», мрамор, 1644–1652, капелла Корнаро церкви Санта-Мария дела Виттория, Рим).

Начав свое скульптурное творчество со статуй и двухфигурных компоиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622–1625,- в Музее и галерее Боргезе, Рим), Бернини выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей Флоренция). Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Бернини в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Бернини создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639–1646).

Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Бернини начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624–1633); полностью особенности его манеры проявились в 1650–1660-х годах. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Бернини торжественность и величавость. Главное творение Бернини – грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657–1663). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653–1658), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряженного равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Бернини часто прибегает к приемам искусственной перспективы (например, постепенно уменошает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663–1666, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырех рек на Пьяцца Навона, 1648–1651, и другие). Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на все европейское искусство 17–18 веков.

Литература: Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957; Аркин Д., Бернини-скульптор, в его книге: Образы скульптуры, М., 1961; Pane R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L., 1955.

По материалам: О. В. Мамонтова. Большая Советская энциклопедия. Том 3. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970. Главный редактор А. М. Прохоров.

На страницу скульптора: Бернини Джованни Лоренцо (БРЭ)

Художники по годам рождения: 1501-1620;

Художники по странам: итальянские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru