Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова. Вестибюль

 

АРТ-салон. Художественный салон Клуба ЛИИМ

 

Клуб ЛИИМ
Корнея
Композиторова

ПОИСК В КЛУБЕ

ЛИТ-салон

ЛИИМиздат

МУЗ-салон

ОТЗЫВЫ

КОНТАКТЫ

 

 
 

Главная

АРТ-имена

Поиск в АРТ-салоне

Арт-сайты

       
 

Антокольский Марк Матвеевич

Антокольский Марк МатвеевичАНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21.10(2.11).1843, Вильно, ныне Вильнюс – 9.7.1902, Бад-Хомбург, Германия; похоронен в Санкт-Петербурге], российский скульптор, академик (1871) петербуржской Академии художеств. Учился там же (1862–1868) у Н. С. Пименова и других, затем в Академии художеств в Берлине (1868). Жил в Cанкт-Петербурге, с 1871 в Италии, с 1877 в Париже. Под воздействием В. В. Стасова и И. Н. Крамского сблизился с передвижниками, участвуя в выставках Товарищества передвижных художественных выставок и став главным выразителем эстетической программы передвижников в скульптуре. Для ранних рельефов Антокольского (из дерева и кости), воспроизводящих типажи евреского «местечкового» быта, характерен согретый тёплым юмором жанровый натурализм («Портной», 1864; «Скупой», 1865). Позднее прославился произведениями на темы русской истории – станковыми и монументальными фигурами из бронзы или мрамора, соединяющими бытовое правдоподобие с глубокими историко-философскими обобщениями. Наиболее известны его задумчиво-мрачный «Иван Грозный» (1870–1871), горделивый «Пётр I» (1872; отливки установлены в качестве памятников в Петергофе, Таганроге и Архангельске). Среди других исторических портретов Антокольского – «Ярослав Мудрый» (горельеф, 1888–1889), «Нестор-летописец» (1889–1890) и «Ермак» (1891). С годами в искусстве Антокольского нарастали черты символизма, он всё чаще создавал композиции не эпического, а психологического склада; изменялся и характер моделировки, стремящейся сделать «мыслящим» сам материал (обычно мрамор). Таковы «Христос перед судом народа» (1874–1876), «Спиноза» (1882), знаменитый «Мефистофель» (1883), воплотивший мрачное одиночество мятежного разума, «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887), а также «Сон» (1899). Исполнил ряд надгробий: М. А. Оболенской в Риме (1875–1877), Ф. М. Дмитриева (с фигурой сидящего Христа; 1888, ныне в Донском монастыре в Москве), С. Я. Надсона в Санкт-Петербурге (1891); также портретные бюсты – В. В. Стасова (1872–1873), И. С. Тургенева (1880) и другие. В своих статьях и письмах (изданы под редакцией Стасова в 1905) призывал к искусству духовно преображающему, резко критикуя материализм современной цивилизации.

Литература: Кузнецова Э. В. М. М. Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989; М. Антокольский (Кат.). СПб., 1994.

По материалам: Большая Российская энциклопедия. Москва, 2005. Т.2 - 766 с., ил.

Антокольский Марк Матвеевич (БСЭ)

Статья. Большая Советская энциклопедия. Том 2. Издание третье. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970. Главный редактор А. М. Прохоров.

Антокольский Марк Матвеевич (очерк)

Очерк. Сто великих скульпторов / Автор-составитель С. А. Мусский. -М.: Вече, 2002. - 480 с., ил.

Художники по годам рождения: 1831-1855;

Художники по странам: русские, советские, российские

Художники по алфавиту:
АБВГДЕ Ё Ж З И ЙКЛМН ОПРСТ УФ Х Ц ЧШ Щ Э Ю Я

Художники по годам рождения, Художники по странам, Тематические коллекции

   

Поделиться в:

 
       
                     
 

Словарь античности

Царство животных

   

В начало страницы

   

новостей не чаще
1 раза в месяц

 
                 
 

© Клуб ЛИИМ Корнея Композиторова,
since 2006. Москва. Все права защищены.

  Top.Mail.Ru